ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ К МЕЖДУНАРОДНЫМ КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
(Москва, 25 мая 2000 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить Концепцию присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных перевозок, подготовленную Координационным транспортным совещанием государств-участников СНГ (КТС СНГ) совместно с Департаментом транспорта и коммуникаций зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Направить указанную Концепцию в государства-участники СНГ для использования при решении проблем интеграции национальных транспортных систем в общеевропейскую и мировую транспортные системы.
3. Поручить КТС СНГ совместно с названным департаментом разработать на основе положений данной Концепции проект программы развития рынка международных автомобильных услуг и внести его на рассмотрение Комиссии по экономическим вопросам в 2001 г.
Председатель
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
Л.КОЗИК
ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ К МЕЖДУНАРОДНЫМ КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Целью данного документа является создание в государствах-участниках СНГ условий для интеграции национальных транспортных систем в общеевропейскую и мировую транспортные системы на основе гармонизации действующей и разрабатываемой законодательной и нормативно-правовой базы, использования унифицированных транспортных технологий в соответствии с требованиями и параметрами, установленными международными конвенциями и соглашениями.
Основная задача Концепции - разработка для государств-участников СНГ общей стратегии присоединения к международным конвенциям и соглашениям в области грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых автомобильным транспортом в международном сообщении.
Присоединение государств-участников СНГ к международным конвенциям соглашениям в области автомобильных перевозок обусловлено необходимостью интеграции транспортно-дорожного комплекса государств-участников СНГ в международную транспортную систему для увеличения объемов международных перевозок и валютных поступлений, сокращения транспортных затрат, приближения к международным стандартам сроков доставки пассажиров и грузов, энергетических и экологических показателей работы транспорта.
Концепция рекомендует взять за основу принципы международной транспортной политики, которые включают: политические аспекты, социальный прогресс, развитие инфраструктуры и сервиса, технические и технологические проблемы сертификации товаров, продукции и услуг. Переход на эти принципы должен осуществляться постепенно, поэтапно, с учетом принятой в каждом из государств-участников СНГ соответствующей законодательной и правовой базы.
В Концепции содержится анализ современного состояния рынка транспортных услуг и формирования нормативной базы международных автомобильных перевозок, вариант приоритетности присоединения государств-участников СНГ к конвенциям и соглашениям, который максимально учитывает их интересы, представлена прогнозная оценка эффективности присоединения, определена этапность проведения работ.
Концепция разработана по результатам обобщения транспортных законодательств, международных договоров государств-участников СНГ, которые входят в международные транспортные организации, занимают важное геополитическое положение, имеют развитую промышленность, способную изготавливать и обслуживать современные транспортные средства, дорожно-строительную технику, а также мощный потенциал научных, учебных заведений и квалифицированных кадров.
При подготовке Концепции использовались положения межправительственных договоров о международном автомобильном сообщении, опыт присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям, а также предложения министерств транспорта государств-участников СНГ, разработки, обоснования и другие материалы.
Концепция должна стать организационно-методическим ориентиром для органов исполнительной власти государств-участников СНГ, связанным с деятельностью дорожно-транспортного комплекса, а ее положения - основой программ присоединения к международным конвенциям и соглашениям в области автомобильных перевозок.
II. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
Характеристика международного рынка автотранспортных услуг на современном этапе
Несмотря на общий спад производства и снижение объемов перевозок грузов автотранспортом во внутреннем сообщении, международные автомобильные перевозки в государствах СНГ за последние 7 - 8 лет возрастали достаточно высокими темпами. Об этом свидетельствуют статистические данные по ряду государств СНГ (Российская Федерация, Украина и др.). Приведенные данные по России соответствуют общим тенденциям развития автомобильных перевозок в государствах Содружества.
В России объем международных автомобильных перевозок грузов со странами дальнего зарубежья в 1999 г. составил 13,4 млн. т и по сравнению с 1990 г. возрос почти в 7 раз; причем в предкризисном 1997 году объем этих перевозок составлял более 15,5 млн. т.
В 1999 году объем международных автомобильных перевозок грузов, выполняемых Россией с государствами СНГ, остался практически без изменений и составил 2,4 млн. т.
В объеме международных автомобильных перевозок России со странами СНГ наибольшую долю составили перевозки с Казахстаном - 46%, Украиной - 30%, со всеми остальными государствами СНГ - 24%.
Доля автомобильного транспорта в общем объеме перевозок внешнеторговых грузов всех видов транспорта (исключая трубопроводный) в России в настоящее время составляет 5%, в то время как в странах Европейского союза - 46%.
В 1999 г. доля национальных перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок грузов в России со странами дальнего зарубежья оказалась весьма низкой и составила 35,9%, доля перевозчиков стран дальнего зарубежья - 39,8%, а перевозчиков государств СНГ - 24,3%.
Средняя стоимость 1 тонны внешнеторговых грузов, перевозимых в России в 1999 году автомобильным транспортом, составила 52 долл. США, на железнодорожном транспорте - 128 долл., на водном - 180 долл. В связи с этим доля автомобильного транспорта по общей стоимости всего объема перевозимых внешнеторговых грузов среди других видов транспорта составляет 28,4%. Эта доля на железнодорожном транспорте, выполнившем перевозки объемом свыше 157 млн. т указанных грузов, составляет 25%, а на водном транспорте, обеспечившем перевозки внешнеторговых грузов 144 млн. т, доля по стоимости составила 32,5%.
Анализ грузопотоков показывает, что основная часть автотранспортных перевозок внешнеторговых грузов в России осуществляется по автомагистралям, входящим в состав международных транспортных коридоров N 2 и N 9, продленных соответственно от Москвы до Нижнего Новгорода с последующим выходом на регионы Урала и Сибири, и от Москвы до Астрахани и Новороссийска. Доля указанных перевозок по этим коридорам составляет примерно 70% от всего объема внешнеторговых грузов. В ближайшие 2 - 3 года роль и значение международных транспортных коридоров в развитии перевозок указанных грузов в России и в других государствах СНГ значительно возрастет, что потребует решения комплекса вопросов, в том числе по:
- гармонизации транспортной нормативно-правовой базы государств СНГ с европейской законодательной системой в этой области;
- проведению и необходимости унификации параметров и основных требований к технологическим перевозочным системам;
- созданию инфраструктуры для обеспечения высокоэффективного транспортного обслуживания участников перевозочного процесса (сети терминалов, станций технического обслуживания и ремонта, мотелей и кемпингов с охраняемыми стоянками, системы надежной связи и др.).
К основным проблемам международного рынка автомобильных услуг для государств-участников СНГ следует отнести:
- необходимость либерализации международных автомобильных перевозок на принципах взаимности и паритета с зарубежными партнерами и ликвидации барьеров при осуществлении этих перевозок;
- отсутствие унифицированной нормативно-правовой базы, используемой при осуществлении международных автомобильных перевозок;
- защиту интересов отечественных перевозчиков от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных партнеров;
- совершенствование системы организации и технологических процессов при выполнении международных перевозок с учетом преимущественного развития этих перевозок по международным транспортным коридорам на основе разрешительной системы, установленной на основе двусторонних межправительственных соглашений, а также в рамках ЕКМТ - в части широкого использования многоразовых разрешений.
Усиливающаяся глобализация мировой экономики, усложнение и взаимопереплетение хозяйственных процессов не только не нивелируют национально-государственные интересы, но и вынуждают искать новые пути для их защиты на мировом рынке. Несовершенство транспортной стратегии государств-участников СНГ не позволяет в полной мере реализовать принципы международной транспортной политики.
В условиях структурной перестройки экономики государств-участников СНГ первостепенное значение имеют расширение и углубление международного сотрудничества, создающего основы и необходимые предпосылки для интеграции национальных транспортных комплексов в мировую транспортную систему и способствующего достижению более высокого организационно-технического уровня развития этих комплексов. Например, для создания и функционирования сети транспортных коридоров, организации перевозок на них существует значительное количество нормативных актов, технических документов, требований, стандартов и т.д. Украина согласовала лишь часть этих документов (около 20 из 50 главных) при общем их количестве в несколько сотен.
Как показывает анализ, эффективность работы транспортного комплекса государств-участников СНГ остается невысокой, намечается тревожная тенденция увеличения доли транспортных расходов в валовом внутреннем продукте. Так, например, если в США в течение 25 лет наблюдается средний годовой прирост валового внутреннего продукта на 2,8% при среднем приросте объема перевозок на 2%, то в государствах-участниках СНГ в 1999 году стоимость услуг транспорта и связи в валовом внутреннем продукте увеличилась в 2 раза.
Устранение недостатков развития транспортного комплекса, по мнению специалистов, позволит в условиях единого правового и экономического пространства СНГ достичь значительного прироста валового внутреннего продукта, обусловленного повышением эффективности функционирования транспортной системы.
Законодательная и нормативно-правовая база
Для улучшения условий выполнения международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, обеспечения безопасности дорожного движения, унификации основных требований к автотранспортным средствам, автомобильным дорогам, дорожным знакам и сигналам в мировой практике используются не менее 44 международных конвенций и соглашений в области автомобильного транспорта, которые подготовлены в основном Комитетом по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. Их перечень приведен в Приложении 1.
В настоящее время к указанным международным конвенциям и соглашениям присоединились многие европейские страны, а также ряд стран других регионов мира. Наибольшее количество стран присоединилось к следующим конвенциям и соглашениям:
Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 г. - 92 страны;
Конвенция о таможенных льготах для туристов от 4 июня 1954 г. - 84 страны;
Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств от 4 июня 1954 г. - 82 страны;
Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. - 72 страны;
Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 г. - 62 страны;
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г. - 60 стран;
Конвенция о договоре международной перевозки грузов от 16 мая 1956 г. - 40 стран;
Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, от 18 мая 1956 г. - 41 страна;
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г. с Протоколом от 28 октября 1993 г. - 32 страны.
Практика присоединения европейских стран к международным конвенциям и соглашениям показывает, что Германией подписаны и ратифицированы 26 конвенций и соглашений, Италией - 27, Францией - 26, Финляндией - 26, Болгарией - 25, Венгрией - 26, Польшей - 28, в том числе:
Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА);
Конвенции о дорожном движении (1949 и 1968 годов);
Конвенция и Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах;
Конвенция КДПГ и Протокол к этой Конвенции;
Конвенция о таможенных льготах для туристов;
Таможенные конвенции МДП (1959 и 1975 годов);
Таможенные конвенции, касающиеся контейнеров (1956 и 1972 годов);
Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым при международных перевозках;
Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах;
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах для этих перевозок (СПС);
Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей;
Европейская конвенция, касающаяся работы экипажей транспортных средств (ЕСТР).
Учитывая высокий уровень развития международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров в перечисленных странах, а также многолетний опыт их работы по осуществлению этих перевозок в различные регионы Европы, Азии, Африки и в государства СНГ, можно констатировать, что названные конвенции и соглашения относятся к важнейшим международным документам для использования при международном автомобильном сообщении.
Присоединение государств СНГ к этим конвенциям и соглашениям в сравнении с указанными 7 европейскими странами видно из Приложения 2. Так, в настоящее время из 26 важнейших конвенций и соглашений, к которым практически все указанные европейские страны присоединились единогласно, государства СНГ участвуют в одной конвенции и почти все из них - только в четырех.
Практика присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям показывает, что Российской Федерацией подписаны и ратифицированы 21 конвенция и соглашение, Республикой Беларусь - 14, Республикой Казахстан - 9, Украиной - 8, Республикой Узбекистан - 11, Кыргызской Республикой - 6, Республикой Молдова - 6, Туркменистаном - 6, Республикой Таджикистан - 5, Грузией - 4, Азербайджанской Республикой - 3, Республикой Армения - 2.
Характеристика конвенций и соглашений по количеству присоединившихся государств-участников СНГ:
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) - все страны СНГ;
Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. - 10 стран;
Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 г. - 9 стран;
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. - 8 стран;
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) - 6 стран;
Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) - 5 стран;
Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров - 4 страны;
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) - 2 страны;
Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок (СЛКП) - 2 страны;
Конвенция о таможенных льготах для туристов - 1 страна;
Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств - 1 страна;
Протокол о внесении поправок в Европейское соглашение ДОПОГ - 1 страна.
Таким образом, государства-участники СНГ уделяют внимание присоединению к международным конвенциям и соглашениям и соответственно к формированию законодательной и нормативно-правовой базы международных автомобильных перевозок. Однако имеют место различные сдерживающие обстоятельства, к которым относятся:
- недостаток исчерпывающей информации о механизме присоединения к международным конвенциям и соглашениям;
- финансовые трудности, связанные с присоединением к ним;
- недостаточная скоординированность действий по присоединению.
III. ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
Важным этапом при формировании законодательной и нормативно-правовой базы международных автомобильных перевозок является изучение и выбор наиболее актуальных международных конвенций и соглашений, а также экономическое обоснование путей присоединения государств-участников СНГ к ним. При этом следует учитывать вопросы гармонизации внутренних транспортных законодательств с действующими международными конвенциями и соглашениями.
Целесообразность присоединения государств-участников СНГ к международным конвенциям и соглашениям должна предусматривать: безопасность перевозки и защиту окружающей среды; учет объемов автомобильных перевозок, кратко- и долгосрочный прогнозы их развития в странах дальнего зарубежья и странах СНГ; обустройство международных транспортных коридоров; сохранность, переработку грузов разной номенклатуры и перевозку крупногабаритных, тяжеловесных грузов; лицензирование и сертификацию транспортных средств, товаров, продукции и услуг, а также создание транспортно-экспедиционной системы.
Присоединение к международным конвенциям и соглашениям, с одной стороны, предполагает постепенную либерализацию условий перевозок на международных транспортных рынках и углубление сотрудничества в области транспорта, а с другой стороны, потребует принятия ряда мер по обеспечению защиты интересов национальных перевозчиков и пользователей автотранспортных услуг.
В процессе подготовки материалов по присоединению к международным конвенциям и соглашениям министерства транспорта государств-участников СНГ посредством оценки политических, финансово-экономических, технических, технологических факторов должны проводить технико-экономическое обоснование последствий такого присоединения. При этом необходимо учитывать инвестиции для совершенствования материально-технической базы автотранспорта, возможные вступительные взносы, а также расходы, связанные с переводом соответствующих материалов и командировками.
При присоединении к международным конвенциям и соглашениям необходимо уделить особое внимание созданию национальным автоперевозчикам благоприятных условий для осуществления перевозок (например, за счет упрощения процедур по таможенному досмотру и оформлению документации), использованию эффективного подвижного состава и внедрению прогрессивных технологий перевозок (терминальной, модальной, контейнерной, с применением поддонов и др.), уменьшению дорожных и других сборов, а также штрафных санкций при перевозке по территориям иностранных государств, сокращению потерь груза во время его транспортировки, уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий и др.
Несколько примеров:
при присоединении к Европейскому соглашению ДОПОГ учитывается уменьшение ущерба участников перевозочного процесса, а также третьих лиц за счет снижения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций во время транспортировки и хранения опасных грузов;
при присоединении к Соглашению СПС учитывается сокращение потерь скоропортящихся грузов за счет применения прогрессивных технологий перевозки и современных специализированных автотранспортных средств, которые отвечают международным требованиям, нормативам и сертификатам.
IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ
На основе прогноза развития экономик государств-участников СНГ с точки зрения международных перевозок, научных, технико-экономических изысканий, обобщения предложений от транспортных министерств государств СНГ, изучения опыта ряда европейских стран по применению международных конвенций и соглашений рекомендуются для присоединения как наиболее приоритетные международные конвенции и соглашения, представленные в таблице.
N |
Наименование |
Особенности |
Технико-экономическое |
1 |
2 |
3 |
4 |
Конвенции и соглашения, обеспечивающие безопасность движения, защиту окружающей среды, внедрение прогрессивных технологий перевозок |
|||
1 |
Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) от 15 ноября 1975 г. |
Способствуют развитию международных транспортных коридоров и возможности их продления в регионы Центральной Азии и Закавказья |
Для Украины среднегодовой экономический эффект от улучшения условий движения на автомобильных дорогах составит около 100 млн. долл. США |
2 |
Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектам (СЛКП) от 1 февраля 1991 г. |
||
3 |
Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. | Способствуют адаптации нормативно-правовой базы в области обустройства дорог и дорожного движения с европейской, а также упорядочения лицензирования и сертификации на автомобильном транспорте | Способствуют сокращению средней продолжительности доставки пассажиров и грузов к месту назначения с 24 - 48 час. до 18 - 36 час.; уменьшению экологического ущерба, загрязнения атмосферы с 78,3% до 58,2%; снижению аварийности на 30 - 35% |
4 |
Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении (1968 года) от 1 мая 1971 г. |
||
5 |
Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 г. | ||
6 |
Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 г. | ||
7 |
Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (1968 года) от 1 мая 1971 г. |
||
8 |
Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах от 1 марта 1973 г. |
||
9 |
Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств от 20 марта 1958 г. |
||
Соглашение, обеспечивающее режим труда и отдыха водителей |
|||
10 |
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) от 1 июля 1970 г. | Устанавливает единые требования к режимам труда и отдыха водителей автомобилей | Способствует снижению аварийности на 10 - 15% и повышению производительности труда водителей на 25 - 30% |
Конвенции правового обеспечения перевозки грузов |
|||
11 |
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. | Устанавливают правовые взаимоотношения сторон при международных автомобильных перевозках грузов | Способствуют сокращению срока доставки грузов на 15 - 20% |
12 |
Протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 5 июля 1978 г. | ||
Конвенции, обеспечивающие улучшение условий перевозки (таможенные вопросы) |
|||
13 |
Конвенция о таможенных льготах для туристов, подписанная в Нью-Йорке 4 июня 1954 г. | Упрощают таможенные процедуры и улучшают условия международных перевозок | Способствуют сокращению простоев автомобилей, автопоездов при международных перевозках на пограничных переходах на 10 - 15% |
14 |
Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств, подписанная в Нью-Йорке 4 июня 1954 г. | ||
15 |
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г. | ||
16 |
Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей от 18 мая 1956 г. | ||
17 |
Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров от 2 декабря 1972 г. | ||
18 |
Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым в международных перевозках от 9 декабря 1960 г. | ||
19 |
Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 г. | ||
Соглашения, обеспечивающие перевозку опасных и скоропортящихся грузов |
|||
20 |
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 г. | Устанавливают единые международные стандартизированные требования к перевозке опасных грузов | Способствуют снижению вероятностей возникновения чрезвычайных ситуаций на 30 - 35%, сокращению уровня вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей на 25 - 40% |
21 |
Протокол о внесении поправок в статьи 1 "а", 14.1 и статью 14.3 Европейского соглашения от 30 сентября 1957 г. о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 28 октября 1993 г. | ||
22 |
Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС) от 1 сентября 1970 г. |
Устанавливает единые международные стандартизированные требования к перевозке скоропортящихся грузов | Способствует сокращению потерь грузов при перевозке |
Конвенции и соглашения, обеспечивающие перевозку пассажиров |
|||
23 |
Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (КМАПП), подписанная главами правительств государств-участников СНГ 9 октября 1997 г. | Унифицирует условия международных перевозок пассажиров автобусами в государства- участники СНГ | Способствует развитию экономической интеграции и согласованности действий в условиях общего экономического пространства, упрощению процедуры пересечения границ, защите законных прав и интересов пассажиров, а также является основой для разработки скоординированных транспортных систем, сертификации и порядка лицензирования |
24 |
Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) от 1 марта 1973 года и Протокол к ней от 5 июля 1978 г. | Устанавливает порядок и размеры выплат перевозчиками за вред, причиненный пассажирам, и ущерб их багажу | Обеспечивает выполнение европейских стандартов по защите законных прав и интересов пассажиров и снижает на 10 - 15% доходы перевозчиков |
25 |
Европейское соглашение по международным нерегулярным перевозкам пассажиров автобусами (ИНТЕРБУС), Проект ЕЭК ООН | Унифицирует технологические требования при выполнении нерегулярных перевозок пассажиров | Способствует увеличению объемов международных перевозок на 25 - 30% |
26 |
Международное соглашение (Универсальный договор) по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по системе "Зеленая карта" от 20 октября 1989 г. | Определяет условия и порядок обязательного страхования гражданской ответственности при международных перевозках | Для Российской Федерации способствует ежегодному увеличению валютных поступлений от страхования до 20 млн. долл. США |
Соглашения, обеспечивающие сертификацию услуг автомобильного транспорта |
|||
27 |
Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров. Одобрено на Конференции ЕЭК ООН 13 ноября 1997 г. | Предусматривается выдача международных сертификатов технического осмотра транспортных средств | Для Российской Федерации и Украины гармонизация требований к сертификации технического обслуживания и ремонта автомобилей позволит на 30 - 35% сократить количество дорожно-транспортных происшествий, на 10 - 15% сократить вредные выбросы в атмосферу |
V. ВЫВОДЫ
Реализация Концепции будет способствовать созданию благоприятных условий для концентрации ресурсов в целях обустройства международных транспортных коридоров, создания транспортно-экспедиционной системы, внедрения лицензирования и сертификации продукции, товаров и услуг автомобильного транспорта.
Для наиболее полной и эффективной реализации общепризнанных принципов и норм международного права органам исполнительной власти государств-участников СНГ необходимо разработать программы присоединения к международным соглашениям и конвенциям в области автомобильных перевозок, приведенным в настоящей Концепции (см. таблицу).
Осуществление предусмотренных Концепцией процедур присоединения к конвенциям и соглашениям в области автомобильного транспорта обеспечит повышение уровня транспортного обслуживания при осуществлении международных перевозок и эффективное использование всех видов ресурсов транспортной системы.
ПЕРЕЧЕНЬ
КОНВЕНЦИЙ И СОГЛАШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Инфраструктура автомобильного транспорта
1. Декларация, касающаяся постройки международных автомагистралей от 16 сентября 1950 года.
2. Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) от 15 ноября 1975 года.
3. Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП) от 1 февраля 1991 года.
Дорожное движение, дорожные знаки и сигналы
4. Конвенция о дорожном движении от 19 сентября 1949 года.
5. Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 года.
6. Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении (1968 года), от 1 мая 1971 года.
7. Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 года.
8. Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября 1968 года.
9. Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (1968 года), от 1 мая 1971 года.
10. Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию 1949 года о дорожном движении и Протокол 1949 года о дорожных знаках и сигналах, от 16 сентября 1950 года.
11. Европейское соглашение о применении статьи 23 Конвенции 1949 года о дорожном движении, касающейся размеров и веса автомашин, допускаемых к движению по некоторым дорогам Договаривающихся Сторон, от 16 сентября 1950 года.
12. Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах, от 1 марта 1973 года.
13. Европейское соглашение относительно разметки дорог от 13 декабря 1957 года.
14. Соглашение о минимальных требованиях, касающихся выдачи и действительности водительских удостоверений (СВУ), от 1 апреля 1975 года.
Автотранспортные средства
15. Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, от 16 октября 1995 года (Взамен аналогичного Соглашения от 20 марта 1958 года, приложение 2, п. 10).
Правовые вопросы в области автомобильного транспорта
а) условия работы
16. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), от 1 июля 1970 года.
б) налоговое обложение и экономическая регламентация
17. Конвенция о налоговом обложении частных дорожных перевозочных средств, используемых в международном движении, от 18 мая 1956 года.
18. Конвенция о налоговом обложении дорожных перевозочных средств, используемых для международной перевозки пассажиров, от 14 декабря 1956 года.
19. Конвенция о налоговом обложении дорожных перевозочных средств, используемых для международной перевозки грузов, от 14 декабря 1956 года.
20. Общее соглашение об экономической регламентации международного дорожного транспорта от 17 марта 1954 года.
в) договоры перевозки
21. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года.
22. Протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 5 июля 1978 года.
Улучшение условий перевозки (таможенные вопросы)
23. Конвенция о таможенных льготах для туристов, подписанная в Нью-Йорке 4 июня 1954 года.
24. Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств, подписанная в Нью-Йорке 4 июня 1954 года.
25. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 15 января 1959 года.
26. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 года.
27. Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей, от 18 мая 1956 года.
28. Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, от 18 мая 1956 года.
29. Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, от 2 декабря 1972 года.
30. Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым в международных перевозках, от 9 декабря 1960 года.
31. Конвенция о таможенном режиме, применяемом к контейнерам, переданным в пул и используемым для международных перевозок, от 21 января 1994 года.
32. Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 года.
Перевозки опасных грузов
33. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 года.
34. Протокол о внесении поправок в статью 1 "а", статью 14.1 и статью 14.3 Европейского соглашения от 30 сентября 1957 года о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 28 октября 1993 года.
35. Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозках опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ), от 10 октября 1989 года.
Перевозки скоропортящихся пищевых продуктов
36. Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС), от 1 сентября 1970 года.
Перевозки пассажиров
37. Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) от 1 марта 1973 года.
38. Протокол к Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) от 5 июля 1978 года.
39. Европейское соглашение по международным нерегулярным перевозкам пассажиров автобусами (ИНТЕРБУС). Проект ЕЭК ООН.
40. Соглашение о международной нерегулярной автоперевозке пассажиров автобусами (АСОР) от 26 мая 1982 года. (Только для стран, входящих в ЕС).
41. Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа (КМАПП). Подписана главами правительств государств-участников СНГ 9 октября 1997 года.
Другие конвенции и соглашения
42. Международное соглашение (Универсальный договор) по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по системе "Зеленая карта" от 20 октября 1989 года.
43. Соглашение о целевом фонде сотрудничества по проекту трансъевропейской автомагистрали Север - Юг (TEA), с добавлением A (части 1, 2, 3).
44. Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров. Одобрено на Конференции ЕЭК ООН 13 ноября 1997 года.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ И РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
К КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Страны
Конвенции и соглашения |
Азербайджан |
Армения |
Беларусь |
Грузия |
Казахстан |
Кыргызстан |
Молдова |
Россия |
Таджикистан |
Туркменистан |
Узбекистан |
Украина |
Болгария |
Венгрия |
Германия |
Польша |
Италия |
Финляндия |
Франция |
1. Декларация, касающаяся постройки международных автомагистралей от 16 сентября 1950 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. Европейское соглашение о |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
4. Конвенция о дорожном движении от 8 ноября 1968 года |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. Европейское соглашение, |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6. Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 года |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. Конвенция о дорожных знаках и сигналах от 8 ноября |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8. Европейское соглашение, |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10. Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
11. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей |
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12. Конвенция о налоговом обложении частных дорожных |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
13. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14. Протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 1 июля 1978 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
15. Конвенция о таможенных льготах для туристов, подписанная в Нью-Йорке 4 июня |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
16. Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств, |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17. Таможенная конвенция о |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
18. Таможенная конвенция о |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
19. Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
20. Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, от 18 мая 1956 года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
21. Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров, от |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
22. Конвенция о таможенном режиме, применяемом к контейнерам, переданным в пул и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
0 |
|
|
23. Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым в международных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
24. Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах от 21 октября 1982 года |
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
25. Европейское соглашение о |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
26. Протокол о внесении поправок в статью 1 "a", статью 14.1 и статью 14.3 Европейского соглашения (ДОПОГ) от |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
27. Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных |
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
28. Международное соглашение (Универсальный договор) по страхованию гражданской |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
--------------------------------
+ - подписание и ратификация;
0 - подписание без ратификации.
Кроме указанных в таблице 3-х Конвенций Грузия присоединилась к Соглашению TEA.