О Т Ч Е Т
о работе ассоциации за 2021 год
В докладе о деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2021 г. подведены основные итоги работы транспортного комплекса в 2021 г.:
В 2021 г. грузооборот составил 103,5 трлн. тн (+3,0 трлн. тн к уровню 2020 г.) и 101,8% (6,9 млрд. тн) составил объем перевозки грузов.
Коммерческий грузооборот составил 2,9 трлн. тн (103,5% к уровню 2020 г.), объем коммерческих перевозок грузов – 2,9 млрд. тн (102,5 к уровню 2020 г.).
Объем погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах Российской Федерации составил 961,5 млн. тн (101,8% к уровню 2020 г.).
Экспорт услуг транспортного комплекса по данным Банка России, составил 11,0 млрд. долларов США.
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций транспортного комплекса составила 1,9 млн. человек (100,1% к уровню 9 месяцев 2020 г.).
Индекс тарифов на грузовые перевозки (без трубопроводного транспорта) в 2021 г. к уровню 2020 г. составил 115,9%, в том числе в железнодорожном транспорте – 103,7%, морском – 106,8%, внутреннем водном – 103,6%, автомобильном – 102,4% и воздушном транспорте – 194,0%.
Рынок грузовых перевозок
Объем перевозок грузов по транспортному комплексу в 2021 г. составил 6,9 млрд. тн (101,8% к уровню предыдущего года). Увеличение показателей к уровню 2020 г. обусловлено ростом объема грузоперевозок автомобильным (+1,6% (+85,8 млн. тн) и железнодорожным (+3,2% (+39,5 млн. тн) транспортом в связи с постепенным преодолением негативных последствий, вызванных распространением коронавирусной инфекции.
Объем грузооборота по транспортному комплексу в 2021 г. увеличился на 103,1 млрд. тн (на 3,5%) по сравнению с 2020 г. и составил 3,0 трлн. тн.
На динамику показателя оказал влияние главным образом рост грузооборота железнодорожного транспорта.
Коммерческий грузооборот составил в 2021 г. 2,9 трлн. тн (103,5% к уровню 2020 г.), объем коммерческих перевозок грузов – 2,9 млрд. тн (102,5%).
В 2021 г. объем погрузки грузов железнодорожным транспортом общего пользования составил 1.284,1 млн. тн (103,2% к уровню 2020 г.), грузооборот – 639,4 млрд. тн (103,4%).
По итогам 2021 г. транзитные перевозки контейнеров железнодорожным транспортом составили 1.116,1 тыс. ДФЭ (в двадцатифутовом эквиваленте) (134,3 к уровню 2020 г.).
Экспорт услуг железнодорожного грузового транспорта составил 894,45 млн. долларов США (172,2% к уровню 2021 г.).
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом составил в 2021 г. 5.490,5 млн. тн (101,6% к уровню 2020 г.), грузооборот – 285,3 млрд. тн (105,0%), коммерческие перевозки грузов – 1.480,3 млн. тн (102,5%), коммерческий грузооборот – 160,2 млрд. тн (106,9%).
Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2021 г. составил 103,6 млн. тн (снижение на 5,0% к уровню 2020 г.), грузооборот – 77 млрд. тн (прирост на 2,3% к уровню 2020 г.).
Объем погрузочно-разгрузочных работ в речных портах составил в 2021 г. 126,3 млн. тн (102,2% к уровню 2020 г.). Перевалка сухогрузов в 2021 г. составила 119,1 млн. тн (101,7% к уровню 2020 г.), наливных грузов – 7,1 млн. тн (111,3%).
Морским транспортом в 2021 г. перевезено 23,5 млн. тн (95,2% к уровню 2020 г.). Грузооборот морского транспорта в 2021 г. составил 42,7 млрд. тн (100,4% к уровню 2020 г.).
Грузооборот морских портов России в 2021 г. вырос на 1,7: по сравнению с 2020 г. и составил 835,2 млн. тн. Объем перевалки сухогрузов составил 412,9 млн. тн) +2,0% к уровню 2020 г.), наливных грузов – 422,4 млн. тн (+1,5%0. Объем перевалки сухогрузов вырос главным образом за счет каменного угля и кокса (+7,6% или +14,3 млн. тн), наливных грузов – за счет нефтепродуктов (+2,7% или +3,9 млн. тн) и нефти (+1,3% или +3,0 млн. тн).
Объем перевалки внешнеторговых российских грузов в морских портах Балтии, Украины и Финляндии составил в 2021 г. 25,5 млн. тн (-14,1% к уровню 2020 г.), в том числе сухогрузов – 24,4 млн. тн (-15,7% к 2020 г.), наливных грузов – 1,1 млн. тн (+48,1%). Доля объема перевалки российских грузов в 2021 г. в направлении портов стран Балтии, Украины и Финляндии продолжалась снижаться и составила 3,22% от общего объема (в 2004 г. – 22%).
Объем перевозок грузов воздушным транспортом (транспортная авиация) составил в 2021 г. 1,48 млн. тн )125,7% к уровню 2020 г.) грузооборот – 9,19 млрд. тн (127,2%).
В качестве основных направлений деятельности транспортного комплекса Российской Федерации на 2022 г. и плановый период до 2023 г. обозначены следующие ключевые цели:
В 2022 г. и в плановом периоде до 2024 г. деятельность Российской Федерации будет направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.", национальных целей развития Российской Федерации, предусмотренных положениями Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.", проекта Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г.
Основным инструментом достижения целей в 2022-2023 гг. является государственная программа "Развитие транспортной системы". Структура Программы в 2022-2023 гг. приведена в соответствие с национальными проектами "Безопасные качественные дороги" и "Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.", одобренными на заседаниях проектных комитетов указанных национальных проектов (протоколы от 27 октября 2020 г. № 11 и № 14 соответственно).
Ключевыми целями Министерства транспорта Российской Федерации на 2022 г. являются:
- повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;
- повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма;
- увеличение объема и скорости доставки грузов, в том числе транзитных, и развитие мультимодальных логистических технологий;
- цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить реализацию единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г., транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г., национального проекта "Безопасные качественные дороги", ведомственных проектов и ведомственных целевых программ государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
В качестве целей по обеспечению международных перевозок контейнеров определены следующие показатели:
- Объем транзитных перевозок – 1.114 тыс. штук в двадцатифутовом эквиваленте;
- Сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении "Север-Юг" (Красное, порты и погранпереходы Северо-Запада-Самур), 2,5 сутки;
- Сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении "Европа-Западный Китай" (Красное-Илецк, Озинки, Карталы, Петропавловск), 2,2 сутки;
- Сроки доставки транзитных контейнерных перевозок на направлении "Запад-Восток" (Красное, порты и погранпереходы Северо-Запада-Наушки, Забайкальск, порты и погранпереходы Дальнего Востока) 8 сутки;
- Повышение доли участия российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов, 46%.
Состояние и перспективы транспортно-логистического рынка
Состояние и тренды транспортно-логистического рынка в РФ в текущей геополитической обстановке определяются влиянием на этот рынок трудно просчитываемых рисков:
- нестабильность геополитической ситуации, усиление санкционных мер в отношении России и Китая, а также ответные меры;
- риск новых финансовых потрясений, слом действующих систем международных расчетов;
- сохраняющееся влияние пандемии коронавируса и действующие в этой связи ограничения;
- недостаток портовых мощностей, блокирование работы портов являются значительным фактором, сдерживающим восстановление цепей поставок. Ситуация в портах отрицательно сказывается на доставке грузов другими видами транспорта, создает дефицит провозных возможностей;
- дефицит контейнеров в значительной мере влияет на организацию доставки грузов;
- отказ от сотрудничества и прекращение деятельности крупных игроков (в основном иностранных) транспортного рынка, остановка совместной производственной деятельности со стороны иностранных партнеров.
В связи с ограничением импорта из Европы, США, Японии из-за санкций, в ближайшие годы бизнес будет искать обходные пути для импорта товаров из этих стран. Появятся новые более удобные центры для проведения транзитных сделок. Там же будут возникать предприятия по переработке и поставке товаров получателям. Такими странами могут стать Казахстан, Узбекистан и ОАЭ. ОАЭ прорабатывает с ЕАЭС возможность создания свободной экономической зоны.
Таким образом, в ближайшие годы будут организованы маршруты, позволяющие организовать импорт в эти страны из стран, признанных недружественными, с последующим экспортом в Россию.
Будет также увеличен товарооборот с Индией и соответственно активизируются перевозки из этой страны через Иран.
Кроме того, в связи с прекращением судозаходов крупных контейнерных линий в Европейской части России, будут развиваться морские перевозки через Бандар Аббас. Таким образом, активируется коридор Север-Юг.
Изменится структура бизнеса. Если раньше большинство компаний были ориентированы на франчайзинг, дистрибуцию, дочерние производства крупных европейских и американских компаний с малой долей локализации, то теперь будут создаваться собственные производства как малого и среднего бизнеса, так и крупного. Однако это будет возможно только при правильной кредитно- финансовой политике государства.
Усложнение международных цепей поставок требует пересмотра годами отработанных схем доставки грузов.
Участникам транспортно-логистического рынка необходимо в оперативном режиме постоянно вырабатывать новые решения, часто более сложные, но позволяющие доставить груз в прогнозируемые сроки. Стабильность поставок становится приоритетнее цены.
Дефицит провозных возможностей на фоне растущего спроса на перевозки влечет за собой рост ставок на всех видах транспорта и, как следствие, рост стоимости транспортно-логистических услуг.
Рост цен на транспортно-логистические услуги будет определяться уровнем ставок перевозчиков, портов, складов и других участников перевозочного процесса, а также волатильностью рубля.
В качестве стратегических задач в ходе взаимодействия с государственными органами исполнительной и законодательной ветвями власти Российской Федерации руководство ассоциации считает необходимым законодательно повысить статус профессиональных объединений экспедиторских и логистических компаний и наделить их полномочиями по ряду организационных вопросов, в частности:
- разработки нормативных документов экспедиторской и логистической деятельности;
- ведение реестра экспедиторских и логистических компаний;
- разработки профессиональных стандартов;
- повышение профессионального уровня специалистов отрасли;
- внедрение на российский рынок передовых технологий, используя, в том числе, международный опыт и практики;
- статистические исследования рынка.
Взаимодействие с государственными органами и общественными организациями
АРЭ осуществляла активное взаимодействие с Комитетом по транспорту Госдумы РФ, Министерством транспорта, Министерством экономического развития. В ходе двусторонних и многосторонних мероприятий на различных уровнях согласовывались позиции сторон по актуальным вопросам экспедиторской деятельности.
Кроме того, представители АРЭ принимали активное участие в работе секции по логистике и товаропроводящей сети Экспертного совета по транспорту при Комитете Госдумы РФ по транспорту, а также Координационного Совета по законотворческой деятельности Минтранса РФ.
Российская ассоциация экспедиторских и логистических организаций является активным членом Союза транспортников России практически с самого основания этой организации. Членство в СТР позволяет нам принимать решения, касающиеся развития отрасли с учетом позиций всех членов СТР, а это и автомобилисты, и речники, и дорожники, и представители других сегментов транспортной отрасли. Членство в этой организации позволяет в полной мере оценить преимущества комплексного развития всей транспортной системы страны в целом. Кроме того, рабочая площадка СТР позволяет наиболее результативно довести до органов, регулирующих деятельность транспорта, актуальные проблемы, препятствующие его развитию, предложения по возможному их устранению.
Ассоциация участвует в деятельности Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию, возглавляет подкомитет по экспедированию и логистике.
В отчетном периоде представители АРЭ принимали активное участие в работе подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству, а также Координационного Совета по трансъевразийским перевозкам, участвовали в мероприятиях по линии ЭСКАТО и ЕСТЭЛО.
В рамках начатой Правительством РФ работы по совершенствованию российского законодательства под условным названием "регуляторная гильотина" ассоциация выступила с инициативой проведения комплексного анализа действующего транспортного законодательства, имея в том числе целью его унификации в отношении всех видов транспортной деятельности.
АРЭ активно участвует в заседаниях профильных подкомитетов Евразийской экономической комиссии, в заседаниях и круглых столах, проводимых Аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, совместных мероприятий, проводимых Аппаратом Президента РФ и Российско-Китайским комитетом дружбы и сотрудничества, в мероприятиях, проводимых региональными властями и Центром стратегических разработок на транспорте, мероприятий, проводимых ТПП РФ и "Деловой Россией".
АРЭ тесно сотрудничает с международными ассоциациями других стран, в том числе Китая, Монголии, Туркмении, Болгарии.
Уставная деятельность
По состоянию на 15.11.2021 членами АРЭ являются 165 компаний. В отчетном периоде в ассоциацию вступили 11 новых компаний.
Следует отметить, что целый ряд членов ассоциации не выполняют уставные требования по своевременной оплате членских взносов. За текущий отчетный период исключены 28 компаний.
Взаимодействие с ФИАТА
С учетом ужесточения требований со стороны Секретариата ФИАТА в отношении соблюдения правил применения документов ФИАТА Дирекцией АРЭ предпринят ряд дополнительных мер в этом отношении. Разработано и утверждено Положение о порядке применения экспедиторских документов ФИАТА, определяющее требования к компаниям, которым предоставляется право применения этих документов, порядок отчетности, требования к специалистам, ответственным за оформление документов и т.д. Всего за отчетный период членами АРЭ выдано 3.327 бланков коносамента ФИАТА, экспедиторской расписки и других экспедиторских документов ФИАТА.
По состоянию на 15.10.2021 соглашения по использованию документов ФИАТА подписаны с 87 компаниями-членами АРЭ.
Принято решение об обязательном обучении специалистов компаний, ответственных за оформление документов ФИАТА с выдачей соответствующего сертификата.
Следует отметить, что в условиях ограничений, обусловленных пандемией коронавируса, взаимодействие с Секретариатом ФИАТА осуществлялось в онлайн формате. Руководством ФИАТА было принято решение об отмене Конгресса ФИАТА в 2020 г., в 2021 г. конгресс состоялся в онлайн режиме, в текущем году конгресс проведен в г. Пусан, Южная Корея. Представители АРЭ приняли участие в конгрессе в онлайн режиме.
Обновленный сайт ассоциации
Сайт ассоциации www.far-aerf.ru обновился, стал интерактивным и более информативным, а основные аспекты деятельности ассоциации размещены на главной странице.
Во-первых, появились две новые возможности по продвижению сервиса членов АРЭ:
- размещение презентации членов АРЭ непосредственно на нашем сайте;
- публикация своей новостной информации и пресс-релизов в соответствующем разделе.
Обновились по форме и содержанию разделы:
- "Члены ассоциации" представляет собой актуальный перечень действительных членов ассоциации с контактной информацией. Этот раздел наполняется автоматически из данных интерактивной Анкеты организации, оформляемой при вступлении в ассоциацию;
- "Сертификация" стал интерактивным с возможностью оформить заявку на сертификацию непосредственно на сайте.
- Для членов ассоциации сохранена возможность пользоваться нормативными и справочными материалами;
- В разделе "Членство в ассоциации" появилась интерактивная анкета;
- В подразделе "План участия АРЭ в мероприятиях" можно ознакомиться с мероприятиями АРЭ. Раздел представляет информацию обо всех мероприятиях, проводимых различными государственными, общественными и некоммерческими организациями, в которых АРЭ является их участником или членом. По ряду мероприятий АРЭ рассылает своим членам информационные материалы или публикует их на сайте. По мероприятиям, которые предусматривают участие не только АРЭ, но и возможность участия его членов, осуществляется рассылка по электронной почте с подробным описанием мероприятия;
- В подразделе "Информация для членов АРЭ" публикуется информация, предназначенная только для членов АРЭ. Пока этот раздел открыт для всех гостей сайта, но планируется сделать его доступным только для членов АРЭ. В настоящее время проводятся целевые рассылки по различным обсуждаемым вопросам;
- В разделе "Новости" представлена информация по актуальным вопросам из различных источников;
- Раздел "Повышение квалификации" дает общую информацию о Центре повышения квалификации с отсылкой на вэб-портал Центра.
Сертификация экспедиторских и логистических компаний
В соответствии с требованиями Системы добровольной сертификации Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций ассоциация является Органом по сертификации системы, и в этих условиях Дирекция ассоциации разъясняет своим членам преимущества сертификации на различного рода форумах, совещаниях и выставках.
Большой интерес у членов ассоциации вызывают и Национальные стандарты на транспортно-экспедиторскую деятельность – ГОСТ Р 52297-2004 и ГОСТ р 52298-2004, которые были подготовлены и введены в действие с 01 марта 2004 г. при непосредственном участии ассоциации.
В течение 2021 г. в экспедиторских компаниях, поддерживающих действие сертификатов соответствия проведены инспекционные проверки на соответствие сертификационных услуг требованиям выданного Сертификата соответствия и национальных стандартов. Всего в прошедшем 2021 г. таких компаний осталось 9.
Снижение количества компаний, отказывающихся от пролонгации действия сертификатов соответствия, объясняется разными причинами. Наиболее частая причина отказа поддерживать сертификат соответствия – изменение профиля деятельности компании или уход с рынка транспортно-экспедиторских услуг. Некоторые компании приостанавливают действие сертификата соответствия с намерением в дальнейшем восстановить сертификат. В 2021 г. сертификационные проверки на соответствие Государственным стандартам в области транспортно-экспедиторской деятельности в связи с пандемией коронавируса не проводились.
После получения Сертификата соответствия экспедиторские компании улучшили свои взаимоотношения с государственными и местными органами власти, поскольку такие экспедиторы могли документально подтвердить свой высокий профессиональный статус экспедитора при отсутствии в стране лицензирования транспортно-экспедиторской деятельности.
Следует отметить, что наш Сертификат соответствия стал пользоваться спросом и у иностранных грузовладельцев. Для таких экспедиторов, работающих с иностранными грузовладельцами, ассоциация выдает Сертификат соответствия на английском языке.
Проведен сравнительный анализ стоимости сертификационных проверок различных систем сертификации в России. Стоимость такой проверки составляет: "Русский Регистр" – около 200 тыс. руб., "Евро-Регистр" – около 300 тыс. руб., "РосТест" – около 100 тыс. руб., "Центр независимых экспертных оценок" - 6 тыс. долларов США.
В связи с пандемией коронавирусной инфекции и в целом по причине снижения деловой активности в 2021 г. работа по сертификации членов АРЭ в этот период была затруднена.
Работа Центра повышения квалификации
В отчетный период продолжалась неблагоприятная тенденция низкой активности организаций-членов ассоциации в повышении квалификации и обучении сотрудников в связи с ситуацией на рынке.
Показатели аналогичны результатам периода с сентября 2009 г. по декабрь 2020 г.
Опросы слушателей и собеседования с руководителями предприятий и работниками кадровых служб свидетельствуют о том, что основной причиной снижения активности является значительно возросшая загрузка персонала и невозможность отвлечения сотрудников на учебу даже в дистанционном режиме. В меньшей степени это связано с проблемой финансирования учебы.
Следует отметить, что стоимость обучения в Центре не изменялась с 2018 г. и для организаций-членов ассоциации она существенно ниже, чем предложения других профильных образовательных центров, в том числе у наших коллег из ассоциаций в Белоруссии и Казахстане. Значительную часть расходов на содержание Центра и реализацию программ берет на себя ассоциация.
В 2021/22 учебном году по согласованию с компаниями введены и частично реализованы новые программы, состоящие из отдельных модулей стандартных программ по различным проблемам внешнеторговой и транспортно-экспедиторской деятельности, включая организацию мультимодальных и транзитных перевозок, транспортные аспекты внешнеторговых контрактов, таможенное регулирование.
С целью решения проблемы дистанционной работы и учетом разницы во времени с регионами Сибири и Дальнего Востока, несмотря на объективные трудности, внедрен гибкий (утренний) график работы по отдельным программам.
В соответствии с Положением "О порядке применения экспедиторских документов ФИАТА" от 9 сентября 2019 г. регулярно проводились обязательные семинары, тестирование и сертификация сотрудников организаций-членов ассоциации по теме "Документы ФИАТА в деятельности российских экспедиторов" с целью обеспечения их права на получение и применение экспедиторских документов ФИАТА. Центром подготовлен и представлен подробный доклад о состоянии этой работы в 2019-22 г.
В план работы Центра включены программы ФИАТА "Международное экспедирование" и Высший диплом "Управление цепями поставок", по которым ассоциация имеет эксклюзивные права обучения, однако в отчетный период к ним интереса не проявлено.
С учетом требований законодательства РФ в сфере образования полностью обновлен и начал функционировать в полноценном режиме сайт Центра www.far-edu.ru, который содержит всю необходимую информацию о программах, расписании занятий, преподавателях, условиях обучения и т.д.
Продолжалась модернизация программ повышения квалификации, а также развитие деятельности по новым направлениям и активного сотрудничества с научными и образовательными центрами, такими как РАНХ и ГС, РУТ (МИИТ), МАДИ, МГИМО и другими.
В этой работе и Дирекция ассоциации не остается в стороне: нашими экспертами предоставляются во время проверок или после их окончания различные наработки самой ассоциации. Это типовые договоры транспортной экспедиции, различные консультации по налогообложению, таможенному делу и другие. Это своеобразный обмен опытом между экспедиторами. Ассоциация заинтересована в том, чтобы все наши члены совершенствовали свою деятельность, используя опыт экспедиторского сообщества.