ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

← Предыдущая Следующая →
40

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Заместитель Председателя Правительства Алексей Оверчук выступил на пленарной сессии «Логистика перемен: трансформация цепочек поставок и транспортно-логистических потоков» Международного экспортного форума «Сделано в России – 2022» в формате видеообращения.

Из стенограммы:

Добрый день, уважаемые участники форума!

Хотел бы поблагодарить за приглашение принять участие в пленарной сессии «Логистика перемен: трансформация цепочек поставок и транспортно-логистических потоков». Очень важно, чтобы все наши экспортёры представляли себе общую картину и понимали, что происходит в плане переориентации транспортно-логистических потоков.

Хотел бы начать со слов об общем историческом прошлом. Культура и языкознание предопределяли исторически тяготение России к западным рынкам и соответствующему выстраиванию транспортно-логистических и финансовых потоков. Россия рассматривала себя страной, лежащей на востоке Европы, при этом как бы упускалось, что большая часть страны находится за Уралом, в Азии.

Историческое освоение территорий нашей страны шло с запада на восток, что предопределялось её географической вытянутостью и климатической поясностью, а также стремлением выйти на безопасные границы, опирающиеся на значимые географические рубежи. Этому продвижению соответствовало строительство в ХIX и XX веках сухопутной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей связанность европейской части России с Сибирью и Дальним Востоком.

Именно на эту транспортную инфраструктуру мы до недавнего времени опирались и продолжали развивать с целью получения выгод от реализации преимуществ нашего транзитного потенциала, географически обусловленного положением между основными мировыми рынками – Китаем и Европой.

Следует отметить, что в последние годы наша страна начала добиваться успехов на этом направлении. Динамика транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай в 2021 году по сравнению с допандемийным 2019 годом выросла почти в 2,3 раза. В 2022-м мы наблюдаем падение перевозок по этому маршруту.

Санкции Запада против России и Белоруссии, политика отрицания России, попытки исключить нашу страну из международного разделения труда приводят к сворачиванию традиционных торгово-экономических связей с Европой, США и Японией и разрыву соответствующих транспортно-логистических цепочек. Задача санкций состоит в формировании условий, при которых российский бизнес и российский бюджет лишатся доходов.

Естественно, мы не сидим и не ждём, когда это случится. Недружественные действия лишь стимулируют нас к поиску новых партнёров и освоению новых рынков. В 2022 году началась активная переориентация на рынки стран, лежащих к югу от России.

Поиск новых международных путей для нашего экспорта приводит к необходимости ускоренного развития транспортно-логистического направления «Север – Юг». Его очевидным преимуществом является то, что многие страны, находящиеся к югу от России, входят в ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, ШОС и БРИКС или сотрудничают с этими объединениями. Дружественная или нейтральная позиция этих стран позволяет обеспечивать безопасную транспортную логистику и независимые финансовые взаиморасчёты, то есть создавать международные транспортные коридоры в направлении стран, демонстрирующих наибольшие темпы экономического роста, где сегодня проживает большинство населения планеты и куда смещается мировой центр экономической активности.

До самого недавнего времени в силу сложившихся в ХХ веке геополитических условий на нашем континенте фактически отсутствовали предпосылки, как для СССР, так и для России, выстраивать транспортно-логистические возможности в южном направлении. Ситуация в Евразии сегодня значительно изменилась. Впервые в истории комплексно сформировались экономические, политические и технологические возможности напрямую связать север и юг континента.

Санкционное давление на нашу страну подтолкнуло и ускорило решения по нашей переориентации на формирующиеся центры мировой экономической активности. Преимущества развития направления «Север – Юг» сегодня очевидны не только для России, но и для наших ближайших соседей по ЕАЭС и СНГ. При этом выгодность этого направления по сравнению с коридором «Восток – Запад» для наших стран обуславливается различными экономическими смыслами этих маршрутов. В то время как функционал международного транспортного коридора «Восток – Запад» носит преимущественно транзитный характер, то есть мы по своим дорогам везли китайские грузы в Европу, МТК «Север – Юг» поддерживает экспортное развитие всех экономик стран ЕАЭС и СНГ, что предопределяет общую заинтересованность в этом направлении. Конечно же, когда-нибудь, в каком-то будущем, начнётся нормализация отношений с Европой, МТК «Север – Юг» также разовьёт и транзитную составляющую, которая составит убедительную конкуренцию Суэцкому каналу.

Если начать рассматривать Россию не как восток Европы, а как север Евразии, то можно выделить три региона, через которые будет обеспечиваться транспортная взаимосвязанность нашей экономики с рынками на юге континента: Прикаспийский регион, Центральная Азия, а также Сибирь и Дальний Восток.

Сегодня в Прикаспийском регионе происходит активное развитие Каспийского международного транспортного коридора, состоящего из трёх маршрутов. Первый проходит по западному берегу Каспия через Дагестан, Азербайджан и Иран. Второй является морским и обеспечивает взаимосвязи между портами всех государств бассейна Каспийского моря. Третий маршрут проходит вдоль восточного берега Каспия из России через Казахстан и Туркмению в Иран. Первый и третий маршруты обеспечивают как железнодорожные, так и автомобильные перевозки.

Преимущество Каспийского международного транспортного коридора определяется тем, что он позволяет выходить к морским портам Ирана и обеспечивает связанность с рынками Пакистана, Индии, Юго-Восточной Азии, государств Персидского залива и Африки.

Кроме того, именно на Южном Кавказе сегодня формируется перекрёсток основных международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад». В случае его создания экономики Азербайджана, Армении и Грузии начнут получать дополнительную ренту, связанную с преимуществом их географического положения в Евразии.

Значительную роль в этой связи будет играть разблокирование транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванью через территорию Армении или Ирана.

Сегодня Азербайджан и Иран приступили к строительству мостов на границе, которые свяжут автомобильные дороги двух стран и позволят обеспечить кратчайшее и удобное движение между западными районами Азербайджана и Нахичеванью. Постройка железной и автомобильной дороги через Мегри по территории Армении, суверенитет которой не подвергается никем сомнению, зависит от позиции Армении. При этом дорога в обход Армении уже строится через Иран, то есть примерно к 2024 году дорога будет, и она обеспечит выход на рынки Ирана, Турции и далее Европы.

В значительной степени инфраструктура международного транспортного коридора «Север – Юг» уже существует, и по ней осуществляются автомобильные и железнодорожные перевозки. Однако она не отвечает ожидаемому возрастанию объёмов перевозок и нуждается в модернизации и наращивании мощностей.

В этой связи мы завершаем модернизацию пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе. В частности, идёт модернизация и расширение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска Яраг-Казмаляр, Ново-Филя, Тагиркент-Казмаляр и Караузек. Также происходит развитие железнодорожного пункта пропуска Дербент на базе станции Самур-2.

Возобновились переговоры по строительству недостающего 160-километрового отрезка железнодорожного пути между Рештом и Астарой в Иране, ведётся электрификация железной дороги Гармсар – Инче Бурун, а также планируется комплекс работ по увеличению средней скорости железнодорожного движения в этом регионе. Россия, Азербайджан и Иран ведут переговоры по созданию трёхстороннего транспортно-логистического оператора западного маршрута, что позволит управлять грузопотоком, гармонизировать процедуры пограничного контроля и обеспечить бесшовное прохождение товаров от портов Персидского залива до Балтики и в обратном направлении.

Ведётся дноуглубление и реконструкция Волго-Каспийского морского судоходного канала, а также развитие портов Астрахань, Оля и Махачкала в России. Идёт расширение порта Алят в Азербайджане. Иран начинает работать над модернизацией и интеграцией своих портов с железнодорожной системой страны. Также будут производиться инвестиции в развитие терминалов и строительство логистических центров в портах Бендер-Аббас и Чабахар.

Для обеспечения возрастающего объёма морских перевозок на Каспии активно обсуждаются вопросы строительства морских судов различных типов. Для этого в первую очередь будут задействованы судостроительные мощности России, Туркмении и Азербайджана.

На восточном маршруте также планируется строительство и модернизация автомобильной и железной дороги. При этом следует понимать, что в этом году первый поезд из России уже прошёл по этому маршруту в Иран, и далее произошла доставка груза в Индию.

Активность по модернизации и совершенствованию международного транспортного коридора «Север – Юг» сегодня набирает обороты. В результате удобный доступ к новым основным рынкам получают российские экспортёры, находящиеся в Северо-Западном, Центральном, Южном, Приволжском, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах, то есть там, где находится наша основная производственная база несырьевого экспорта.

Второй международный транспортный коридор будет проходить через Казахстан и Узбекистан в Афганистан, Пакистан и Индию. Для его реализации необходимо строительство примерно 600 км железной дороги через Афганистан по маршруту Термез – Мазари-Шариф – Пешавар, это, конечно, пока делает этот проект отдалённой перспективой.

Вместе с тем определённые подготовительные работы с Узбекистаном проводятся, и есть ожидания, что эта дорога будет с российской колеёй 1520. Позитивные сдвиги в Афганистане, а также поддержка этого перспективного проекта со стороны международных финансовых институтов могут сделать его реальностью и обеспечить прямое железнодорожное сообщение для российских экспортёров с пакистанскими портами Индийского океана, а также соединение с железной дорогой Индии.

Развитие третьего международного транспортного коридора связано с модернизацией и строительством железных и автомобильных дорог между Россией и Китаем через территорию Монголии, заинтересованной в реализации своего транзитного потенциала. Для этого на российско-монгольской границе планируется реконструкция пункта пропуска Наушки. Планируется модернизация Центрального железнодорожного коридора, строительство Восточного железнодорожного коридора, который соединит Забайкальский край с северо-восточными районами Китая, а также Западного железнодорожного коридора из Тывы к северным провинциям Китая. Монголия поднимает вопросы строительства скоростной транзитной автомагистрали.

Формирующаяся вокруг нас новая реальность обусловливает переориентацию транспортно-логистических потоков и создание новой инфраструктуры, способной обеспечить выход российских экспортёров на новые рынки и удовлетворить спрос новых потребителей российских товаров. Эта инфраструктура уже начала создаваться, и от её наличия и способности обеспечить российским товаропроизводителям конкурентные условия будет зависеть благосостояние экономики нашей страны.

Правительство предметно работает над обеспечением транспортно-логистической доступности новых рынков для наших экспортёров, ну а нашим экспортёрам также следует строить свои планы развития исходя из новых условий и открывающихся возможностей. Наши рынки – в Азии и в Африке.

Благодарю за внимание и желаю всем участникам форума плодотворной работы.

 

Газета "Транспорт России" №50 (1273), 12-18 декабря 2022

Личный кабинет
РФ, 119313,  Москва, ул.Гарибальди, 11, пом. XII
Мы в сети:
Оставить заявку
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Политика конфиденциальности:*
Спасибо! Форма отправлена