РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЭКСПЕДИТОРСКИХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРАВИЛА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ И ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ И СТЕПЕНИ ИХ ВОВЛЕЧЕНННОСТИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ЗАКАЗЧИКА/КЛИЕНТА
СИСТЕМА РАЗРАБОТАНА РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИЕЙ ЭКСПЕДИТОРСКИХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ с 01 ФЕВРАЛЯ 2024 г.
Настоящий документ и другие документы Системы добровольной сертификации Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены и использованы целиком или частично в качестве официального издания без письменного разрешения Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Система добровольной сертификации имеет полное наименование: «Система добровольной сертификации и экспертной оценки деятельности транспортно-экспедиторских и логистических организаций и степени их вовлеченности в бизнес-процессы Клиента/Заказчика.
Сокращенное наименование Системы: СДС-2024 АРЭ.
1.2. Система добровольной сертификации Ассоциации российских экспедиторов создана Российской ассоциацией экспедиторских и логистических организаций, имеющей статус юридического лица.
Свидетельство ОГРН № 1027700508912
Адрес регистрации: Российская Федерация, 119313, Москва, улица Гарибальди дом 11, пом.XII
Место нахождения: Российская Федерация, 119313, Москва, улица Гарибальди дом 11, пом.XII
1.3. Система добровольной сертификации Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций. (далее – Система) создана для проведения добровольной сертификации работ и услуг, оказываемых транспортно-экспедиторскими и логистическими компаниями, и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.
1.4. Настоящий документ разработан в соответствии со стандартом организации №1-2024 от 15 января 2024 года и Федеральным законом от 30 июня 2003г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и являются основополагающими документами для проведения добровольной сертификации.
1.5. Правила функционирования Системы устанавливают:
· организационную структуру Системы и функции участников Системы;
· объекты сертификации в Системе;
· принципы функционирования Системы;
· правила проведения работ по добровольной сертификации;
· порядок оплаты работ по сертификации;
· правила рассмотрения апелляций.
1.6. Правила функционирования Системы предназначены для применения всеми участниками Системы и другими заинтересованными юридическими и физическими лицами.
1.7. Настоящий документ вступает в силу с момента его утверждения Президентом АРЭ. На основе и в развитие настоящего документа разрабатываются организационно-методические документы Системы, определяющие процедуры, виды работ и нормативную базу сертификации в Системе.
1.8. При сертификации в Системе соблюдаются следующие основные принципы:
· добровольность;
· открытость;
· бездискриминационность доступа и участия в процессах сертификации;
· объективность оценки;
· конфиденциальность и защита интересов заявителя;
· доступность информации.
1.9. В Системе установлены формы сертификата соответствия, Знака соответствия СДС-2024, порядок применения Знака соответствия.
1.10. Система является открытой для участия в ней отечественных и зарубежных организаций, осуществляющих деятельность в сфере транспортного экспедирования и логистики и признающих и выполняющих ее правила,
1.11. Все документы Системы оформляются на русском языке. По условиям договора на проведение добровольной сертификации в Системе, заявителю выдается сертификат соответствия на русском языке. В отдельных случаях, по письменной просьбе заявителя. Сертификат может быть выдан на английском языке.
1.12. Сертификаты изготавливаются типографским способом по утвержденному образцу.
2. ЦЕЛИ СЕРТИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ
2.1. Основными задачами и целями Системы являются:
· повышение уровня качества обслуживания и безопасности выполняемых работ и оказываемых транспортно-экспедиторскими и логистическими компаниями услуг;
· обеспечение потребителям транспортно-экспедиторских услуг гарантий, что сертифицированные работы и услуги соответствуют требованиям, установленным в нормативных документах;
· обеспечение потребителя достоверной информацией об уровне обслуживания, возможной степени вовлеченности транспортно-экспедиторской или логистической компании в его бизнес-процессы.
· оказание помощи потребителю в компетентном выборе исполнителя работ и услуг в сфере транспортного экспедирования и логистики;
· содействие развитию в сфере транспортного экспедирования;
· создание условий для обеспечения конкурентоспособности объектов сертификации на внутреннем и внешнем рынках;
· подтверждение соответствия объектов сертификации требованиям, установленным национальными (ГОСТ Р № 52297-2004 и ГОСТ Р 52298-2004), СТО № 1-2024 от 15.01.2024г и международными стандартами, стандартами организаций и другими нормативными документами,. .
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих Правилах функционирования Системы добровольной сертификации Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций используются термины и определения, установленные Стандартом АРЭ СТО № 1-2024 от 15.01.2024 года.
4. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СИСТЕМЫ
4.1. Объектами сертификации в Системе добровольной сертификации являются работы и услуги, выполняемые и оказываемые транспортно-экспедиторскими и логистическими компаниями, которые являются членами АРЭ.
5. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ И ФУНКЦИИ ЕЕ УЧАСТНИКОВ
5.1. Организационная структура Системы включает в себя следующих основных участников:
- Ассоциацию российских экспедиторских и логистических организаций, создавшую и возглавляющую Систему, которая одновременно является органом по сертификации;
- Апелляционную комиссию;
- Научно-экспертный Совет АРЭ
5.2. Ассоциация российских экспедиторских и логистических организаций выполняет следующие функции:
· устанавливает перечень объектов сертификации и их характеристик;
· разрабатывает общую политику Системы;
· осуществляет анализ общих тенденций развития транспортно-экспедиторских и логистических услуг, разработку новых подходов и методов проверок и оценок качества объектов сертификации в Системе;
· устанавливает правила сертификации в Системе;
· устанавливает порядок оплаты работ по сертификации в Системе;
· формирует организационную структуру Системы, организует и координирует ее деятельность;
· определяет формы печатей и штампов, используемых в Системе;
· утверждает организационно-методические документы Системы;
· организует взаимодействие с отечественными органами и международными организациями по сертификации;
· проводит консультации по процедурам взаимного признания сертификатов соответствия, аттестатов, знаков соответствия и результатов испытаний, выданных в Системе сертификации ГОСТ Р и других системах сертификации;
· предоставляет заявителю необходимую информацию о правилах Системы;
· выполняет функции органа по сертификации;
· осуществляет сертификацию;
· выдает сертификаты соответствия установленного образца;
· осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными компаниями;
· предоставляет заявителю право на применение знака соответствия Системы;
· приостанавливает или отменяет действие выданных сертификатов соответствия, отзывает право применения сертификатов соответствия.
· ведет реестр Системы, проводит регистрацию участников и объектов сертификации, а также архивное хранение материалов в течение 4-х лет.
5.3. Апелляционная комиссия создаётся при Ассоциации российских экспедиторских и логистических организаций (при необходимости).
Апелляционная комиссия создается и действует в соответствии с Положением об Апелляционной комиссии. Апелляционная комиссия рассматривает жалобы участников сертификации, возникающие в процессе сертификации в Системе. Решения Апелляционной комиссии являются окончательными для участников Системы и дальнейшему обжалованию ни в каких инстанциях не подлежат.
5.4. Научно-методический центр Системы создается на базе АРЭ и, как правило, состоит из членов научно-экспертного совета АРЭ.
Научно-методический центр Системы выполняет следующие функции:
· разрабатывает общие правила и процедуры проведения работ по сертификации в Системе;
· разрабатывает организационно-методические документы Системы;
· проводит систематический анализ эффективности функционирования Системы и подготавливает предложения по ее совершенствованию;
· осуществляет методическую помощь и оказывает консультационные услуги участникам Системы.
5.5. Орган по сертификации должен соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации».
6. ПРАВИЛА СЕРТИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ
При проведении работ по добровольной сертификации работ и услуг, оказываемых транспортно-экспедиторскими и логистическими компаниями методы проверок должны отвечать требованиям п.5 СТО «1-2024 г от 15.012024 г. Выбор метода или методов проверки производит экспертная комиссия и комиссия производящая проверку.
6.1. Сертификация работ и услуг, оказываемых транспортно-экспедиторскими и логистическими компаниями , включает:
· подачу заявителем заявки на сертификацию по установленной форме (Приложение 1).
· рассмотрение заявки и документов (устав, анкета, заключения контролирующих организаций и др.), представленных заявителем;
· принятие решения по заявке;
· оценка соответствия по методам
· принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
· инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами.
6.2. При сертификации могут быть использованы другие документы, подтверждающие соответствие работ и услуг установленным требованиям:
· результаты экспертных оценок;
· сертификаты соответствия других систем сертификации;
· акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспортного экспедирования и общественных организаций.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).
6.3. Для проведения сертификации работ и услуг, оказываемых транспортно-экспедиторскими и логистическими компаниями, заявитель направляет заявку в орган по сертификации : Ассоциацию российских экспедиторских и логистических организаций.
6.4. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации.
Орган по сертификации при рассмотрении заявки запрашивает у заявителя при необходимости дополнительные сведения, позволяющие определять стабильность и качество работ и услуг, выполняемых и оказываемых транспортно-экспедиторскими предприятиями.
6.5. Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо не проведении) сертификации составляет не более 10 рабочих дней после ее получения.
6.6. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.
При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Работы по рассмотрению заявки включаются в договор.
Если решение принимается отрицательное, то орган по сертификации аргументированно в письменной форме сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации в те же сроки.
Причиной отказа в рассмотрении заявки является наличие официальной информации от компетентных органов государственного контроля и надзора о несоответствии транспортно-экспедиторских и логистических услуг заявителя установленным правилам и требованиям нормативных документов, задолженности перед бюджетом по налогам и сборам, кредиторской иди дебиторской задолженности более суммы валового полугодового оборота
6.7. После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации.
6.8. Анализ работ и услуг, выполняемых и оказываемых транспортно-экспедиторскими и логистическими компаниями, осуществляется комиссией, в состав которой включаются эксперт по сертификации и специалисты-консультанты (при необходимости).
Состав комиссии определяет орган по сертификации.
6.9. На основании акта сертификационной проверки и других документов орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.
При положительных результатах сертификационных проверок орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия.
При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия.
Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата сертификационных испытаний и проверок.
При повторном обращении заявителя используется тот же порядок работ по сертификации.
6.10. Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия, осуществляет его регистрацию в реестре Системы и выдает заявителю.
Срок действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов работ по сертификации, стабильности оказания работ и услуг, сроков действия нормативных и технических документов, но не более чем на два года.
Заявитель, получивший сертификат соответствия в Системе, имеет в период его действия право маркировать свою документацию, квитанции, заключаемые договоры Знаком соответствия Системы, а также использовать Знак в целях рекламы, в информационных материалах, вывесках и стендах на основании разрешения органа по сертификации. Заявитель самостоятельно отслеживает срок действия сертификата и возможность его использования в рекламных целях.
В случае не санкционированного использования знака соответствия, включая его применение после истечения срока его действия или его отзыва, АРЭ направляет соответствующе уведомление компании. В случае продолжения не санкционированного использования сертификата в рекламных целях АРЭ имеет право обратиться в суд.
6.11. Инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, в течение всего срока действия сертификата соответствия, но не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для подтверждения соответствия работ и услуг, оказываемых транспортно-экспедиторскими предприятиями, требованиям, подтвержденным при сертификации.
6.12. Объем, периодичность и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в зависимости от стабильности оказания услуг, объема выполняемых работ, наличия системы качества, затрат на проведение инспекционного контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, претензий потребителей и органов государственного контроля и надзора.
6.13. Инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами в общем случае содержит:
· сбор и анализ поступающей информации о качестве сертифицированных работ и услуг;
· разработку программы инспекционной проверки;
· формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;
· проведение инспекционной проверки;
· оформление результатов проверки и принятие решения.
Инспекционный контроль предусматривает:
· контроль за работами и услугами, выполняемыми и оказываемыми транспортно-экспедиторскими предприятиями;
· подтверждение того, что в процесс выполнения работ и оказания услуг не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели оказываемых услуг.
6.14. Внеплановый инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений государственных органов контроля и надзора в сфере транспортного экспедирования, независимых организаций об отрицательных результатах проверок сертифицированных работ и услуг, жалоб и претензий к деятельности организаций.
Внеплановый инспекционный контроль проводится также при реорганизации предприятия, при изменении технологической схемы оказания услуг – об этих случаях орган по сертификации должен извещаться незамедлительно держателем сертификата.
6.15. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов проверки и делается общее заключение о состоянии возможности выполнения работ и оказания услуг и возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия. Акт хранится в органе по сертификации, копия направляется держателю сертификата соответствия. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о подтверждении действия сертификата соответствия, либо о приостановлении или отмене его действия.
6.16. Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия по результатам инспекционного контроля в случаях:
· несоблюдения заявителем требований нормативных документов, подтвержденных при сертификации;
· изменения нормативного документа, регулирующего деятельность организации по выполнению работ, оказанию услуг (используемого при сертификации);
· изменения процесса оказания услуг, условий деятельности, системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие выполнения работ и оказания услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
6.17. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, держатель сертификата может устранить обнаруженные несоответствия и подтвердить без повторных проверок соответствие выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям нормативных документов.
6.18. Решение об отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия принимается в следующих случаях:
· недостатки невозможно устранить в разумно установленные сроки;
· корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.
- наличия претензий любого рода со стороны государственных органов, органов правосудия и правоохранительных органов
6.19. Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.
6.20. Повторная сертификация работ и услуг, оказываемых транспортно-экспедиторскими предприятиями, на которые был отменен сертификат соответствия, осуществляется по той же процедуре, предписываемой п.п. 6.1.-
7. РАССМОТРЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИЙ
7.1. При возникновении спорных вопросов, в том числе при несогласии с результатами сертификации, заявитель имеет право подать апелляцию в АРЭ
Апелляция должна содержать обоснованные возражения и требования.
7.2. Ассоциация российских экспедиторских и логистических организаций после предварительного рассмотрения передает апелляцию в Апелляционную комиссию.
7.3. Конкретный порядок работы Апелляционной комиссии установлен в Положении об Апелляционной комиссии Системы.
8. ОПЛАТА РАБОТ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
8.1. Расходы, связанные с проведением сертификации в Системе, несут заявители.
8.2. Условия оплаты работ по сертификации определяются договором
8.3. Оплата работ по сертификации проводится заявителем полностью до начала выполнения работ. Оплата работ по сертификации не зависит от конечных полученных результатов.
8.4. При отрицательных результатах сертификации оплаченные средства не возвращаются.
9. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
9.1. В Системе добровольной сертификации услуг транспортно-экспедиторских предприятий обеспечивается конфиденциальность информации, полученной в ходе сертификации, всеми участниками Системы.
9.2. Информация является конфиденциальной, если она имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к ее охране. Сведения, которые не являются конфиденциальными, определяют законы и иные правовые акты.
9.3. Конфиденциальную информацию защищают способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами Российской Федерации.
10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Система добровольной сертификации Ассоциации российских экспедиторских и логистических организаций действует с федеральными органами исполнительной власти, а также с другими организациями, осуществляющими добровольную сертификацию и контроль безопасности, на основе соглашений с этими организациями о признании результатов сертификации.