Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие и исполнительные органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Новости, информация

Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»

 

В проекте федерального закона «о внесении изменений в закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и отдельные законодательные акты РФ» предлагается ввести государственный надзор за экспедиторскими компаниями. Поможет ли это улучшить качество логистических сервисов, сопутствующих железнодорожным перевозкам?

Алексей Васильев,
заместитель начальника правового департамента ОАО «РЖД»

-  Договор экспедирования, как и любой другой гражданский договор в РФ (кроме тех, на заключение которых требуется специальное разрешение), - свободный, то есть его может заключить любое физическое или юридическое лицо. Соответственно никто не сможет запретить той или иной компании заключать договоры экспедирования вне зависимости от того, состоит она в реестре или нет. Для осуществления данной деятельности даже не нужна специальная лицензия.  А если ввести законодательный запрет на занятие экспедиторской деятельностью тем, кого нет в реестре, это неизбежно приведет к появлению серых и черных экспедиторов. Вместе с тем наличие той или иной фирмы в реестре может быть подтверждением ее квалификации, то есть служить показателем качества услуг, которые она предоставляет.

В этом смысле реестр может принести рынку пользу.

Артем Колбинцев,
директор по правовым вопросам транспортно-логистической группы «Трансойл»

-  Декларируемые разработчиками цели законопроекта в виде обеспечения своевременной и сохранной доставки грузов, ограничения допуска недобросовестных экспедиторов, развития и поддержки национальной экспедиторской системы страны в том виде, в котором они сформулированы на текущий момент, требуют существенной доработки. По сути, предложенные нововведения способны создать дополнительные, излишние бюрократические барьеры для участников экспедиторского рынка, многие из которых относятся к представителям малого и среднего бизнеса.

В частности, требуют серьезной ревизии положения о введении реестра экспедиторов, предполагающего громоздкую и затратную по времени бюрократическую процедуру. Помимо этого, разработчики законопроекта установили явно завышенные требования к сроку рассмотрения документов. При этом за их нарушение вводятся существенные штрафы - от 30 до 500 тыс. руб. Также разработчики меняют терминологию Гражданского кодекса РФ. Это потребует внесения изменений и в статьи Налогового кодекса РФ, и в большинство договоров между экспедиторами и клиентами, то есть повлечет дополнительные затраты для компаний.

Сергей Желаннов,
вице-президент Ассоциации российских экспедиторов

-  В новой редакции много точечных и технологических изменений. Но главная его новелла - это создание общероссийского реестра экспедиторов. Как ни парадоксально, но никто вам не скажет, сколько сейчас фирм работает на рынке, такой статистики нет. При этом достаточно много тех, к кому есть масса претензий по качеству предоставляемых услуг. Имеются среди них и компании-однодневки, занимающиеся не экспедированием, а обналичиванием денег. То есть необходимость навести порядок назрела. И было довольно много идей, как это сделать. Начиная от лицензирования, которое есть, например, в Японии, и заканчивая членством в профессиональном объединении, когда без его рекомендации компанию просто не регистрируют и она не может выйти на рынок. У нас таких инструментов, в отличие от зарубежных стран, нет. Лицензирование не проходит, а против обязательного членства выступают самые разные структуры, поэтому мы и предложили ввести такой реестр.

Виталий Ефимов,
президент Союза транспортников России

-  В РФ зарегистрированы как экспедиторские свыше 20 тыс. компаний, из которых значительная часть - однодневки. Вот почему допуск на рынок экспедиторов следует отрегулировать, в частности, на основе данных налоговых органов. Мы предлагали вести реестр компаний с помощью Торгово-промышленной палаты РФ, однако можно это доверить и одной из структур Минтранса. Его смысл вот в чем: если компания хочет выполнять экспедиторские услуги, то она должна зарегистрироваться. Это может быть, например, и железнодорожный оператор, и стивидорная компания. Не секрет, что на нашем рынке экспедиторской деятельностью занимаются и многие иностранные фирмы. Мы давно уже предлагали, что они должны быть резидентами РФ. Объем рынка логистических услуг в России оценивается в $80 млрд, половину из которых, по сути, формируют иностранные игроки. Они должны платить налоги в нашей стране, и такой реестр поможет вести их учет. Наконец, мы также предлагаем ввести понятие «национальный экспедитор», который может оказывать услуги не только в своей стране, но и за ее пределами. Надо очертить права и обязанности такой компании, чтобы клиенты могли ориентироваться на определенный гарантированный уровень сервиса.

Семен Резер,
президент Гильдии экспедиторов

- Смущает в проекте поправок введение новых терминов, которые могут вызвать некоторую путаницу. Это следовало бы делать только после тщательного изучения всех нормативно-правовых актов, регулирующих экспедиторскую деятельность. На мой взгляд, целесообразнее заполнять существующие пробелы в законодательстве, а не пытаться строить в один ряд компании, у которых должна быть разная специфика из-за характера выполняемых ими операций. Например, мы уже давно предлагаем уточнить понятие «оператор», но законодатели упорно не хотят этого делать. Чем должен заниматься экспедитор, известно, а вот круг прав и обязанностей железнодорожного оператора до сих пор толком не определен.

Журнал  «РЖД Партнер», ноябрь 2015 г.

 

Рейтинг@Mail.ru