Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Новости, информация

Зачем государству прямое управление транзитом?

 

Попытки участия России в создании на своей территории системы международных транспортных коридоров (МТК) начались более 20 лет назад, когда на 2-ой Панъевропейской конференции по транспорту на о. Крит в марте 1994 года была определена система панъевропейских транспортных коридоров, в том числе № 2 и № 9, проходящих через территорию Российской федерации. В то время идея создания МТК активно обсуждалась на разного рода конференциях, а в Европе шла работа по ее реализации.

Я.Н.Семенихин, генеральный директор АО «ДНИИМФ», профессор, к.э.н.;
Е.М.Новосельцев, заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», доцент, к.т.н.

В настоящее время в Европе задачи по созданию международных транспортных коридоров   МТК решены: создана необходимая инфраструктура на основных видах транспорта железнодорожном, автомобильном и водном, согласованы пункты остановок транспорта и перевалки грузов, гармонизировано законодательство сопредельных стран, межграничные процедуры, подписаны различные международные протоколы и соглашения. Решив основные проблемы международных перевозок для европейских стран, коридоры «заработали»...  Кроме двух - МТК № 2 и № 9, где указанные вопросы на российской стороне решены не были.  (В 2016 году объем транзитных перевозок через территорию РФ составил всего 260 тыс. контейнеров в ДФИ.)

Еще в 90-х годах прошлого века, когда в России стали понимать, что вопрос создания МТК пробуксовывает, возникла идея принятия федерального закона «О транзите». Основные задачи, которые возлагались на будущий закон, состояли в следующем:

- кардинально снизить уровень контроля за перевозкой транзитных грузов при пересечении государственной границы РФ;

- создать условия для повышения конкурентоспособности транзита через территорию РФ.

Вместе с тем, немаловажным моментом являлось обеспечение приоритетности торговли и транспортировки грузов (товаров) РФ перед транзитными перевозками через российскую территорию.

Споры о необходимости принятия закона шли годами, но ситуация все это время характеризовалась словами известной пословицы «да только воз и ныне там».

Пока три года назад Президент России В.В.Путин не подтвердил, что закон нужен.

И вот, наконец, проект Федерального закона №192177-7 «О перевозках транзитных грузов (товаров) через территорию РФ и внесению поправок в законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ) представлен на обсуждение.

Даже краткий анализ этого документа показывает, что задачи, которые были первоначально поставлены, ФЗ не решает.

Проект ФЗ предусматривает ограничение по времени процедур проверки грузов контролирующими органами на границе, и это, безусловно, положительный момент. Но таможенные органы по-прежнему будут иметь право вскрывать любой контейнер, поскольку это предусмотрено «в случаях выявления рисков нарушения законодательства» (какого - не сказано). Учитывая, что эти риски определяются внутренними документами таможни (закрытая информация), можно уверенно констатировать: вскрывали и будут вскрывать! А это как раз является основным тормозом для развития транзитных перевозок.

Интересно, что с принятием ФЗ в предложенной редакции разрабатывать направления государственной политики по транзиту будет не Министерство транспорта РФ, а специальная правительственная комиссия. Определенная логика в этом имеется, поскольку Минтранс не имеет влияния на контролирующие органы в пунктах пропуска и не может координировать деятельность федеральных органов. Но комиссия должна работать, а не заседать, и причем на постоянной основе. Как это будет на самом деле, покажет время.

Вероятно, комиссия будет вырабатывать и меры по повышению конкурентоспособности транзита через территорию РФ, так как других мер проект закона не предусматривает, если не считать ответственности юридических лиц за срыв установленных предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов. А вот это уже нововведение, ноу-хау в мировой практике: повышение конкурентоспособности МТК административными мерами (штрафами) в отношении перевозчиков! Вероятно, авторы ФЗ считают, что российские перевозчики не заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности!

Зато как объяснить повышение конкурентоспособности транзита в России путем введения еще одного сбора с перевозчиков - понять совершенно невозможно! Этот сбор, по мнению авторов законопроекта, должен компенсировать затраты госбюджета на содержание Администрации транзитных перевозок (штат около 30 человек), которая будет заниматься мониторингом и анализом перевозок, а также устанавливать предельные размеры провозных платежей и сроки доставки грузов по МТК.

В обосновывающей части к ФЗ го­ворится, что его принятие «позволит увеличить объем транзитных пере­возок через территорию РФ в разы», что принесет в бюджет страны, вероятно, миллиарды рублей. Тогда зачем нужен еще один сбор с перевозчиков?

Смысл деятельности Администрации состоит в анализе стоимостных и временных затрат на транспортировку грузов по МТК, в установлении предельных сроков перевозки и тарифов, а также в ведении реестра МТК. Но эти вопросы Минтранс России свободно может решать и без создания еще одной транспортной структуры, а с привлечением научных или консалтинговых компаний.

Сама идея установления предельных размеров провозных платежей и сроков доставки грузов вряд ли будет работать. У перевозчика всегда есть право отказать клиенту (не осуществлять деятельность), если это невыгодно и он не укладывается в предельные сроки и тарифы. А если клиент согласен на цены или сроки выше установленных, тогда как?

В отношении приоритетности отечественной торговли и перевозки российских товаров перед транзитными перевозками в проекте ФЗ все как раз наоборот. Транзитным грузам предусмотрен «зеленый свет», в то время как российские внешнеторговые грузы и грузы нашей внутренней торговли должны «подождать»! Тогда чью же экономику мы будем развивать?

Не секрет, что у нас немало узких мест в инфраструктуре МТК. И пока они существуют, мы должны ограничивать транзитные перевозки, оставляя приоритет за грузами российских компаний.

В проекте ФЗ немало пунктов, возможность выполнения которых вызывает сомнение. Важно и другое - очевидно, что принятие документа не приведет к росту транзитных перевозок. Тревожит и то, что попытки создания нормальных условий для транзитных перевозок и регулирование ими подменяются прямым управлением транзитом со стороны государства.

В Приморье мы уже не первый раз слышим о необходимости управления со стороны государства работой МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». В чем должно состоять это управление, пока не ясно. Если речь идет о развитии инфраструктуры МТК, международных контактов, координации деятельности различных федеральных ведомств и местных органов власти, о создании благоприятных условий для работы перевозчиков-вопросов нет. Но попытки прямого вмешательства государства в транзитные перевозки выглядят сомнительными.

Может быть, авторам законопроекта надо было более серьезно познакомиться с опытом работы действующих панъевропейских транспортных коридоров, разумеется, не № 2 и № 9, проходящих через Россию.

Журнал «Морские порты» № 7(158)2017, ноябрь 2017 г.

 

Рейтинг@Mail.ru