Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Текущая деятельность
Фотоальбом
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Новости, информация

Цифра не спешит

 

Тенденция перехода на цифровые технологии неизбежно затрагивает все отрасли, в том числе и транспортную. Уже не раз говорилось об организации электронного документооборота, создании торговых площадок для предоставления услуг онлайн и т. д. Однако эксперты отмечают, что предстоит еще очень много работы, поскольку как таковой трансформации рынка пока не произошло. Что требуется для качественного скачка в будущее, обсудили в рамках делового семинара «Цифровизация на транспорте: для себя, а не для галочки», организованного журналом РЖД-Партнер. Важно отметить, что формат мероприятия традиционно подразумевал как личное присутствие, так и интернет-трансляцию, которая позволила подключиться к дискуссии представителям не только регионов России, но и стран СНГ, в частности Латвии.

Участники дискуссии отметили, что, по сути, термины «цифровизация» или же его англоязычная версия «диджитализация» не совсем точные. По мнению главного аналитика ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», члена Экспертного совета при правительстве РФ Андрея Ионина, для большего понимания, скорее, подходит словосочетание «цифровая или же технологическая трансформация». При этом он дал не самую позитивную оценку развитию этого процесса в России. «Термин пока придумали, приняли большую программу, выделили огромные деньги, но движение идет не совсем нужными темпами», – пояснил А. Ионин.

Для того чтобы дело сдвинулось, по его мнению, необходимо развивать площадки, которые объединят бизнес, у которого в этом направлении есть общие интересы. Это позволит совместно решать текущие задачи. Также должны быть созданы площадки взаимодействия бизнеса с государством, поскольку такого механизма сейчас нет. Собственно, изучением этого вопроса и займется недавно созданная ассоциация «Цифровой транспорт и логистика».

Надо сказать, что определенные успехи на цифровом поле есть. Так, главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк напомнил, что РЖД занимается вопросом развития электронного документооборота в течение последних 20 лет. И на сегодня этой технологией охвачены все сферы взаимоотношений с клиентами. «Буквально месяц назад мы совместно с ФНС и ФТС России разработали приказ, который регулирует электронное предоставление сведений о транспортных документах для подтверждения ставки НДС 0%. Это ограничивало в развитии технологии электронного документооборота в экспортном, импортном и транзитном сообщении. Сегодня все нормативные и технические вопросы решены. Осталось официально зарегистрировать документ в Минюсте России», – пояснил спикер.

По словам Н. Бузурнюка, развивается и ЭТП ГП. В настоящее время, кроме внутренних перевозок с предоставлением вагонов, отрабатываются решения по экспортным перевозкам в направлении портов и сухопутных пограничных переходов. Следующим важным этапом станет присоединение к базовой услуге перевозки сопутствующих сервисов, в частности, терминалов, путей необщего пользования, других видов транспорта, электронного декларирования и т. д.

Независимый эксперт Елена Кунаева добавила, что пока процесс развития ЭТП ГП идет достаточно медленно, поскольку к этому ресурсу еще нет должного уровня доверия среди клиентов. Связано это с тем, что площадка попросту не предлагает какие-то новые решения по конкурентоспособной цене. «Мало согласовать возможность организации перевозки на этом ресурсе. Нужно полное понимание ответственности всех участников процесса», – подчеркнула эксперт.

Она также согласилась с тем, что о цифровой трансформации сегодня говорится много, но активного движения, при высокой степени технической и технологической готовности многих структур, нет. По мнению Е. Кунаевой, требуется серьезный пересмотр технологий и деятельности структур, которые будут задействованы в этом процессе, а также перераспределение функций, полномочий и ответственности всех его участников.

Президент Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Ольга Мельникова считает, что серьезным тормозом для развития цифровых технологий является законодательство. И характерно это не только для нашей страны. К примеру, цифровизация единых транспортных документов Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) затянулась на 5 лет. Это несмотря на то, что транспортные документы разрабатываются и регламентируются самой ассоциацией. Плюс ко всему Европа в гораздо большей степени унифицирована, чем, например, российское законодательство. «У нас практически невозможно сравнивать документы воздушного транспорта с железнодорожным или же морским. Транспортные уставы в стране разные. Не говоря о том, что автомобили – это не вид транспорта, а способ организации перевозки», – пояснила она.

По словам О. Мельниковой, до тех пор, пока наше законодательство не придет к единообразию, к четкому пониманию того, что прописано в документе, очень сложно говорить о цифровом прогрессе отрасли.

Несмотря на определенные сложности, достаточно позитивно оценил ситуацию председатель подкомитета по железнодорожному транспорту ТПП РФ Евгений Реутов. Он напомнил, что еще 5 лет назад велись активные споры о создании коммерческой инфраструктуры рынка железнодорожных перевозок (КИР) с блоком торговой площадки. Сейчас есть ЭТП ГП, есть и другие компании, которые имеют электронные ресурсы и торговые площадки. Также он отметил развитие электронного документооборота. При этом эксперт заявил, что многое еще не сделано. «По большому счету торговля услугами железнодорожного транспорта и комплексной транспортной услугой еще не развита. Нет ресурса, на котором бы происходили торги в так называемом биржевом стакане, где можно играть на повышение или же понижение стоимости вагона, услуги и т. д. Но самая большая задача – это создание глобального электронного ресурса, в который бы входили все виды транспорта. По его словам, грузоотправитель не должен тратить время на поиск вагонов, локомотивов и т. д. Он хочет ввести определенную точку А и точку Б. После чего единый электронный ресурс даст оптимальные варианты маршрута как с участием одного вида транспорта, так и с задействованием мультимодальных перевозок. Причем весь этот процесс, по мнению Е. Реутова, должен выходить за пределы ЕАЭС.

Свои цифровые достижения продемонстрировали и другие компании. В частности, начальник отдела НИОКР департамента по электронной технике и технологиям АО «ИПК «СТРАЖ» Алексей Павлов рассказал участникам об интеллектуальной системе электронного пломбирования «БигЛок». Она обеспечивает сохранность грузов при перевозке в режиме онлайн. А директор по продажам IT ООО «Максима Логистик» Александр Мухин сообщил об услуге компании под названием «личный кабинет железнодорожного оператора». Он позволяет клиенту видеть свободные вагоны под погрузку, самостоятельно заказывать и оплачивать их и т. д.

Однако, по словам Н. Бузурнюка, цифровизация разных сфер деятельности неизбежно связана с вопросом информационной безопасности. При этом высокая стоимость систем кибербезопасности может свести на нет все экономические эффекты от внедрения цифровых технологий. Поэтому, если говорить об участии государства в процессе цифровой трансформации, его первой задачей в сфере цифровизации должно быть как раз обеспечение кибербезопасности систем бизнеса и граждан, так же как обеспечивается безопасность самих граждан и юридических лиц, их имущества или прав.

Портал "РЖД-Партнер", 26.06.2019

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru