Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие и исполнительные органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Новости, информация

Соблюдать правила игры экономично и выгодно

 

Экспедирование

Что касается экспедиторской деятельности, то ситуация с ней следующая: если диким рынок экспедиторских услуг не назовешь, то стихийным – это точно. По данным Ассоциации российских экспедиторов (АРЭ), в настоящий момент в стране насчитывается от 10 до 20 тыс. экспедиторских компаний. Согласитесь, что данные более чем приблизительные. И только 196 компаний являются членами АРЭ. Для российского экспедиторского рынка характерны:

большое количество мелких предприятий, часто не способных отвечать по обязательствам перед клиентами;
   
узкая специализация по видам транспорта;
   
низкие входные барьеры на рынок. 

С другой стороны, правовое поле для ведения экспедиторской деятельности разработано и оформлено в виде ФЗ «О транспортно–экспедиционной деятельности». Для того чтобы закон в большей степени приближался к реалиям сегодняшнего дня, в него необходимо периодически вносить изменения. С предложением этих изменений выступили Комитет по транспорту и экспедированию ТПП РФ и Гильдия логистических операторов Московской ТПП.

Суть поправок, если не считать предложения об изменении самого названия закона на ФЗ «О транспортно–экспедиторской деятельности»,  сводится к следующему:

ужесточение требований к иностранным компаниям–учредителям;
   
повышение требований к договору транспортного экспедирования;
   
требования к экспедитору в части финансовой состоятельности, профессиональной надежности и компетентности;
   
государственное регулирование через создание реестра экспедиторов и усиление административной ответственности.

Попытаемся расширить суть предлагаемых изменений.
Итак, иностранный инвестор будет вправе осуществлять транспортно–экспедиторскую деятельность на территории Российской Федерации, только являясь учредителем (участником) коммерческой организации, созданной на территории Российской Федерации совместно с российским учредителем (участником).

Понятийный аппарат нового закона должен быть расширен за счет включения в него таких определений, как:

профессиональное объединение экспедиторов – некоммерческая организация (ассоциация, союз), созданная в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и объединяющая юридические лица, осуществляющие транспортно–экспедиторскую деятельность;
   
реестр экспедиторов – Общероссийский негосударственный реестр экспедиторов;
   
регистрирующая организация – организация, осуществляющая в порядке, установленном настоящим ФЗ, функции по ведению реестра экспедиторов.

Включение в реестр экспедиторов станет пропуском в экспедиторский бизнес, поскольку клиент будет не вправе заключать договор транспортного экспедирования с экспедитором, сведения о котором не включены в реестр экспедиторов. За нарушение указанного требования виновные лица будут нести административную ответственность.

Реестр экспедиторов будет вестись Торгово–промышленной палатой Российской Федерации с передачей части функций региональным ТПП (против этого пункта возражает АРЭ). За регистрацию юридического лица в реестре экспедиторов взимается плата, размер которой определяется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Особенно важным является то, что условием включения сведений о юридическом лице в реестр экспедиторов является выполнение юридическим лицом требований по финансовой состоятельности, профессиональной надежности и профессиональной компетентности.
Финансовая состоятельность юридического лица определяется:

наличием основных фондов или имущества стоимостью не менее 500 тыс. руб. или наличием независимой гарантии на ту же сумму;
   
отсутствием задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней.

Финансовая состоятельность юридического лица, в котором иностранный инвестор владеет более чем 25% доли в уставном капитале, подтверждается наличием независимой гарантии на сумму не менее 5 млн руб.

Профессиональная надежность юридического лица подтверждается отсутствием у руководителя юридического лица непогашенной или не снятой судимости за уголовные преступления в сфере экономики, экологии, законодательства о налогах и сборах, трудового и транспортного законодательства.

Профессиональная компетентность юридического лица подтверждается наличием в его штате не менее одного ответственного специалиста, квалификация которого подтверждена свидетельством о профессиональной компетентности согласно ст. 27 действующего ФЗ либо наличием трудового договора с указанным специалистом о работе по внешнему совместительству.

Далее, в изменениях к действующему ФЗ подробно изложены положения о самом механизме включения в реестр, где помимо прочего указывается на необходимость иметь рекомендацию профессионального объединения экспедиторов, содержащую информацию о соблюдении юридическим лицом обычаев в области транспортно–экспедиторской деятельности, опыте его работы на рынке транспортно–экспедиторских услуг, отзывах о юридическом лице пользователей услуг, а также кредитных и страховых организаций, участии в деятельности ассоциаций (союзов) экспедиторов.

Такое требование, безусловно, повышает степень ответственности всего профессионального сообщества экспедиторов перед заказчиками.

Повысит барьер входа на рынок экспедиторских услуг и положение о том, что свидетельство о профессиональной компетентности выдается на пять лет. Срок действия свидетельства о профессиональной компетентности ответственного специалиста по его окончании продлевается на пять лет при условии сдачи экзамена на право продления срока действия указанного свидетельства.

Еще раз хотелось бы вернуться к необходимости для всех хозяйствующих субъектов в области экспедирования зарегистрироваться в реестре экспедиторов. Реестр позволит реально оценить этот рынок, вывести большую его часть из тени, дать информацию потребителю о том, кто есть кто в экспедиторской среде. Для того чтобы экспедиторский рынок очистился от недобросовестных игроков, предлагающих некачественные, но дешевые услуги, предлагается отсечь их достаточно жесткими административными мерами.
Так, заключение договора транспортного экспедирования, договора перевозки или договора на оказание услуг, связанных с перемещением груза по договору транспортного экспедирования, с лицом, сведения о котором не включены в реестр экспедиторов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. руб.; на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – 100 тыс. руб., на физических лиц – 20 тыс. руб. Статья 14.1.2.  КоАП РФ «Незаконная деятельность в области транспорта» дополняется частью: «Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста тысяч рублей; на юридических лиц – пятисот тысяч рублей».

Предлагаемые поправки, на взгляд специалистов, позволят не только организовать самих экспедиторов, но и навести порядок на рынке услуг, а также повысят ответственность за качество и безопасность перевозок.

Таким образом, всем участникам перевозочного процесса должно быть выгодно соблюдать правила игры, которые действуют на цивилизованном рынке.

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат  
экономических наук

Газета «Транспорт России», № 46, 14-20.11.2016

 

Рейтинг@Mail.ru