Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Новости, информация

Погрузка в июле 2017 года: рост по зерну, спад по стройматериалам

 

Аналитика

Александр Слободяник - руководитель отдела исследований грузовых перевозок
Института проблем естественных монополий

Погрузка в июле 2017 года: рост по зерну, спад по стройматериалам Погрузка на сети РЖД по итогам 7 месяцев 2017 года выросла на 3,3% к прошлому году и составила 727,3 млн тонн. Лидером остается зерно (+10,1%), наибольший спад наблюдается в строительных грузах (-6,7%). Драйвером роста остается рост экспорта, который обеспечивается благоприятной конъюнктурой на мировых рынках.

Так, погрузка зерна и продуктов перемола на экспорт в 1 полугодии 2017 года выросла на 18% по отношению к 1 полугодию 2016 года, а во внутреннем сообщении – на 5,2%. Активному росту экспорта способствует ослабление рубля в последние месяцы, а также рост мировых цен. Уровень биржевых цен на российскую экспортную пшеницу вырос на 19,3% (с начала текущего года по июль к концу декабря) на фоне низкой базы 2016 года: в прошлом году цены на российское зерно были снижены в результате рекордных урожаев стран производителей, таких как США, Канада, Франция, Австралия и др. В текущем же году засуха, установившаяся в ведущих производящих регионах США и Канады, привела к увеличению цен на американскую пшеницу и в следствие на пшеницу во всем мире.

Достаточное же количество осадков на отечественной территории уже начинает конвертироваться в высокую урожайность. На начало июля средняя урожайность превысила показатели прошлого года (4,5 т/га против 4,3 т/га). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.16 № 966 в период с сентября 2016 года по июль 2018 года обнулена ставка вывозной таможенной пошлины на пшеницу. В конце мая было подписано заявление о снятии всех торговых ограничений между Турцией и Россией (в марте Турцией были введены заградительные пошлины на наше зерно, которые составляют 130%). По итогам июня Турция вышла на первое место по закупкам российского зерна, на ее долю пришлось около 13,9%. Также среди импортеров значительные доли занимают Иран (10,1%), Египет (7,3%), а также Ливан (7%).

Спад в погрузке минерально-строительных материалов связан с сокращением внутреннего спроса (-5,3% к 1 полугодию 2016 года). В то же время растет погрузка на экспорт (19,6%), но ее недостаточно, чтобы компенсировать внутренний спад, так как экспорт составляет менее 2% от общей погрузки. Снижение выпускаемой продукции строительной отрасли обусловлено экономическим спадом в стране: в результате сокращения госзаказов, сжатия спроса со стороны населения и дорогих банковских кредитов. На текущий момент реализация отдельных инфраструктурных проектов (например, мост через Керченский пролив, реконструкция аэропорта «Байкал», возведение сооружений Универсиады-2019 года и пр.) не меняет общего положения дел.

Сокращение емкости рынка регионов Западной Сибири и снижение  экспортных отгрузок в Казахстан из-за укрепления рубля по отношению к тенге привело к падению объемов производства цемента в регионе (на текущий момент Казахстан является основным потребителем российского цемента). По потреблению щебня наибольший прирост был отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе, где за июне 2017 года потребление выросло вдвое. В Ленинградской области и Республики Карелии  в июне фиксируется снижение погрузки щебня до 2,2 млн т (2 тысячи вагоноотправок). Во многом это связано с существенным ростом вагонной составляющей на перевозку щебня. Несбалансированная ценовая политика предоставления вагонов приводит к закрытию некоторых нерудных предприятий в СЗФО.

Продолжает сохраняться спад погрузки и по черным металлам – -1% к январю-июлю 2016 году, при этом основной спад наблюдается на экспортном направлении (-1,1% к 1 полугодию 2016 года). Основными факторами, сдерживающими рост экспорта российской продукции, служат антидемпинговые таможенные пошлины в отношении российских производителей холодного проката. Наряду с этим последнее время растет экспорт стальной продукции из Индии: в июне он составил 648 тыс. тонн, что на 20,2% превышает показатели 2016 года. По оценкам ИПЕМ на основе анализа железнодорожной статистики, сократились поступления на ведущие судостроительные и ремонтные предприятия России, а также прямые поступления по сети ОАО «РЖД» стального проката, труб, чугуна и полуфабрикатов в адрес крупнейших отечественных автомобильных холдингов (АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, АМО «ЗИЛ», «Соллерс», ОАТ и пр.), включая предприятия по производству автокомпонентов.

Портал «rostransport.com», август 2017 г.

 

Рейтинг@Mail.ru