Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Текущая деятельность
Фотоальбом
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Новости, информация

О Т Ч Е Т

о работе Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций (АРЭ)
в 2018 году

ВВП России по итогам 2018 года составил $1,57 трлн. (данные ВМФ). Это 12-й результат в рейтинге крупнейших экономик мира.

По данным таможенной статистики в январе-декабре 2018 г. внешнеторговый оборот России составил 692,6 млрд долл. США и по сравнению с январем-декабрем 2017 г. увеличился на 17,6%.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 211,6 млрд долл. США, что на 80,6 млрд долл. США больше, чем в январе-декабре 2017 г.

Экспорт России в январе-декабре 2018 г. составил 452,1 млрд долл. США и по сравнению с январем-декабрем 2017 г. увеличился на 25,6%.

Импорт России в январе-декабре 2018 г. составил 240,5 млрд долл. США и по сравнению с январем-декабрем 2017 г. увеличился на 5,1%.

Товарооборот России

В 2018 году товарооборот России составил 688 115 млн долл. США, увеличившись на 17,82% (104 066 млн долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Экспорт России в 2018 году составил 449 964 млн долл. США, увеличившись на 26,01% (92 881 млн долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Импорт России в 2018 году составил 238 151 млн долл. США, увеличившись на 4,93% (11 185 млн долл. США) по сравнению с 2017 годом.

Сальдо торгового баланса России в 2018 году сложилось положительное в размере 211 812 млн долл. США. По сравнению с 2017 годом положительное сальдо увеличилось на 62,79% (81 696 млн долл. США).

Объем экспорта транспортных услуг РФ в 2018 году составил $15 млрд, сообщил замминистра транспорта Алексей Семенов на 24-й международной конференции для грузовладельцев, логистов и перевозчиков "ТрансРоссия".

Лидером экспорта услуг остался транспорт

Крупнейшим направлением российского экспорта остаются транспортные услуги. По итогам 2018 года объем экспорта составил $22 млрд и вырос по сравнению с 2017 годом более чем на $2 млрд.

По мере роста требований, предъявляемых реалиями мирового рынка транспортных услуг к его участникам, все более значимой становится роль организатора процесса доставки грузов - экспедиторских и логистических компаний.

Спрос на транспортно-экспедиторские и логистические услуги формируется под влиянием таких ключевых факторов, как динамика развития мировой экономики и товарного обмена, глобализация грузовых потоков и усложнение схем доставки грузов, необходимость оптимизации затрат, связанных с транспортировкой, хранением и распределением товаров.

В своей повседневной деятельности экспедиторы и логисты совместно с другими участниками транспортной отрасли решают задачи, являющиеся наиболее злободневными для развития всей транспортной системы Российской Федерации. Это такие задачи, как ускорение товародвижения, снижение транспортных издержек, создание транспортной сети без разрывов и "узких мест", преодоление административных барьеров, интеграция в мировую транспортную систему, создание высококачественного продукта, отвечающего в полной мере требованиям потребителя.

Мировая практика доказала, что чем эффективнее работает экспедитор, тем качественнее функционирует вся транспортная инфраструктура страны.

Российский рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ), по разным оценкам специалистов, занимает от 3,9% до 5,6% ВВП. Для сравнения, этот показатель выше, чем, к примеру, в США и Германии. Основная составляющая в структуре ТЛУ - грузоперевозки. Как и прежде, отраслевым лидером в РФ является железнодорожный транспорт. Однако в последние годы ему активно «наступают на пятки» автомобильные грузоперевозчики. Структуру рынка ТЛУ составляют четыре сегмента: грузоперевозки, экспедиторские услуги, хранение, управленческая логистика. На долю грузоперевозок приходится 88% от всего объема. Экспедиторские услуги, складирование и управленческая логистика составляют 9%, 2%. 1% соответственно.

По итогам 2018 года перевозки грузов всеми видами транспорта в РФ составили 8,1 млрд тонн. Это на 1,9% больше показателя 2017 года.

По данным Росстата, наибольший объем перевозок приходится на автотранспорт - 5,5 млрд тонн, на 1,8% больше, чем было перевезено за 12 месяцев 2017 г.

Перевозки железнодорожным транспортом по сравнению с 2017 годом выросли на 2% до порядка 1,3 млрд тонн.

Перевозки трубопроводным транспортом составили около 1,2 млрд тонн, что выше показателя 2017 года на 2,7%.

Объем перевозок воздушным транспортом вырос на 9,1% и составил 1,2 млн тонн.

В то же время перевозки морским транспортом снизились - на 6,1% до 23 млн тонн. Отрицательная динамика отмечается в перевозках грузов внутренним водным транспортом - минус 4,8% до 105,1 млн тонн.

Показатели перевозочной деятельности России в 2018 году

Согласно данным Росстата по итогам 2018 года транспортными предприятиями России было перевезено 8,1 млрд, тонн грузов, что больше показателей прошлого года на 1,7%. Детализация по видам транспорта приведена ниже.

 
Объем погрузки
Грузооборот
Общие показатели 8 134 млн. тонн ↑ 1,7% 5 639,5 млрд, т-км ↑ 2,9%
Железнодорожный транспорт 1 291, 5 млн. тонн ↑ 2% 2 597,3 млрд, т-км ↑ 4,2%
Автомобильныйтранспорт 5 544 млн. тонн ↑ 1,8% 239 млрд, т-км ↑ 2,3%
Внутренний водный транспорт 105, 1 млн. тонн ↓ 11,4% 62,6 млрд, т-км ↓ 6,8%
Морской транспорт 23 млн. тонн ↓ 6,7% 44,9 млрд, т-км ↓ 1,9%
Воздушный транспорт

1, 2 млн. тонн
(на уровне 2017 года)

7,8 млрд, т-км ↓ 0,8%

Трубопроводный транспорт

1 169,3 млн. тонн ↑ 2,7% 2 667,8 млрд, т-км ↑ 2%

По итогам первого полугодия 2019 года перевозки грузов российским транспортом снизились на 1,3%, составив 3,69 млрд тонн.

По данным Росстата, наибольший объем перевозок приходится на автотранспорт – 2,43 млрд тонн, на 1% меньше, чем было перевезено за тот же период прошлого года.

Перевозки железнодорожным транспортом по сравнению с 6 месяцами 2018 года сократились на 1,6% до 634,2 млн тонн.

Транспортировка трубопроводным транспортом составила 581,3 млн тонн, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 1,5%.

Объем перевозок внутренним водным транспортом за январь-июнь 2019 года упал на 9,2% до 33,4 млн тонн. Перевозки морским транспортом снизились – на 6,1% до 9,2 млн тонн.

Только объем перевозок воздушным транспортом увеличился по сравнению с показателем января-июня прошлого года на 3,9% и составил 0,53 млн тонн.

Согласно прогнозу Минэкономразвития РФ о социально-экономическом развитии Российской Федерации на период до 2024 года рост экономики в 2019 году прогнозируется на уровне 1,3%, что ниже роста ВВП 2018 года, с последующим увеличением до 2% в 2020 году и выше 3% начиная с 2021 года.

Занимая более 30% территории Евразийского континента и располагая разветвленной сетью дорог, Россия имеет большой потенциал для усиления своих позиций на мировом рынке транспортно-экспедиторских услуг. На наш взгляд, одним из инструментов по решению этой задачи должны стать мероприятия по развитию транспортно-экспедиторской системы. Концепция развития отрасли до 2030 г. была разработана еще в 2013 г., однако этот документ до сих пор не был законодательно утвержден.

Для того чтобы дать позитивный импульс эффективному развитию транспортно-экспедиторской системы в Российской Федерации необходимо незамедлительно наделить один из органов исполнительной власти функциями по регулированию экспедиторской и логистической деятельности, поскольку Минтранс России утратил эти функции в результате административной реформы 2004 г.

Одновременно с этим, на наш взгляд, необходимо законодательно повысить статус профессиональных объединений экспедиторов и логистов и наделить их полномочиями по ряду организационных вопросов деятельности. Такими вопросами могут стать:

- разработка нормативных документов ТЭД;
- ведение реестра компаний-участников ТЭД;
- создание советов по квалификациям;
- разработка стандартов деятельности;
- повышение профессионального уровня специалистов отрасли;
- внедрение на российский рынок передовых технологий;
- статистические исследования рынка и др.

Уставная деятельность

По состоянию на 01.10.2019 членами АРЭ являются 193 компании. В отчетном периоде в ассоциацию вступило 18 новых компаний.

Следует отметить, что целый ряд членов ассоциации не выполняют уставные требования по своевременной оплате членских взносов. Так 13 компаний до настоящего времени не оплатили взносы за 2018 год. За текущий 2019 год не оплачены взносы 35 компаниями.

В случае неуплаты взносов в ближайшее время такие компании будут представлены для исключения из АРЭ на очередном общем собрании. Список исключаемых компаний будет представлен участникам общего собрания.

1. Взаимодействие с ФИАТА

С учетом ужесточения требований со стороны секретариата ФИАТА в отношении соблюдения правил применения документов ФИАТА дирекцией АРЭ предпринят ряд дополнительных мер в этом отношении. Разработано и утверждено Положение о порядке применения экспедиторских документов ФИАТА, определяющее требования к компаниям, которым предоставляется право применения этих документов, порядок отчетности, требования к специалистам, ответственным за оформление документов и т.д. Всего за отчетный период членами АРЭ выдано 4949 бланков коносамента ФИАТА и 170 бланков экспедиторской расписки.

По состоянию на 01.10.2019 соглашения по использованию документов ФИАТА подписаны с 89 компаниями-членами АРЭ.

Принято решение об обязательном обучении специалистов компаний, ответственных за оформление документов ФИАТА с выдачей соответствующего сертификата.

В марте текущего года президент и директор АРЭ приняла участие в ежегодной сессии штаб-квартиры ФИАТА в г. Цюрихе, где были проведены переговоры с руководством ФИАТА по текущим вопросам сотрудничества.

По итогам участия в ежегодном конкурсе ФИАТА "Лучший молодой экспедитора 2018 года" представителю Совфрахта присвоено звание "Лучший молодой экспедитор по европейскому региону.

2. Сертификация транспортно-экспедиторских компаний.

В 2018 году дирекцией ассоциации уделялось большое внимание проведению сертификации услуг, как одного из способов подтверждения надежности экспедиторских компаний перед грузовладельцами. В соответствии с требованиями Системы добровольной сертификации Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций ассоциация является Органом по сертификации системы и в этих условиях дирекция ассоциации широко пропагандирует преимущества сертификации транспортно-экспедиторских услуг на различных форумах, совещаниях и выставках.

Большой интерес у членов ассоциации вызывают и Национальные стандарты на транспортно-экспедиторскую деятельность - ГОСТ Р 52297- 2004 и ГОСТ Р 52298-2004, которые были подготовлены при непосредственном участии ассоциации и введены в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с 1 марта 2004 г.

Сотрудниками ассоциации были использованы личные контакты с руководителями экспедиторских компаний для объяснения преимуществ, получаемых экспедиторами при наличии Сертификата соответствия.

Всего на 31 декабря 2018 г. прошли сертификационные проверки и получили Сертификаты соответствия транспортно-экспедиторских услуг, оказываемых грузовладельцам 31 транспортно-экспедиторские компания. В течение 2018 года в экспедиторских компаниях поддерживающих действие сертификатов соответствия, проведены инспекционные проверки на соответствие сертифицированных транспортно-экспедиторских услуг требованиям выданного Сертификата соответствия и Национальных стандартов. Всего в прошедшем 2018 году таких компаний осталось 12.

Снижение количества компаний, отказывающихся от поддержания действия сертификатов соответствия объясняется разными причинами. Наиболее частая причина отказа поддерживать сертификат соответствия - изменение профиля деятельности компании или уход с рынка транспортно-экспедиторских услуг. Некоторые компании приостанавливают действие сертификата соответствия с намерением в дальнейшем восстановить сертификат. Тем не менее, в 2018 году сертификационные проверки на соответствие Государственным стандартам в области транспортно-экспедиторской деятельности прошли две транспортно-экспедиторские компании. В декабре 2017 г. сертификационную проверку прошла компания ООО "Континент" (г. Орск) и получила сертификат соответствия № 30, а в сентябре 2018 г. проведена сертификационная проверка компании ООО "ДИ ЭЛ ИКС ЭДЖЕНСИ РАША", которой выдан сертификат соответствия на оказываемые транспортно-экспедиторские услуги № 31 от 8 октября 2018 г.

Необходимо отметить и идеологию сертификации.

Дирекции ассоциации в этой работе важно не только проверить сертифицируемое предприятие на соответствие оказываемых им транспортно-экспедиторских услуг Национальным стандартам, но и оказать содействие в решении различных проблем, возникающих в деятельности этих компаний, а также показать наиболее интересные наработки других компаний.

В этой работе и дирекция ассоциации не остается в стороне, нашими экспертами предоставляются во время проверок или после их окончания различные наработки самой ассоциации. Это типовые договоры транспортной экспедиции, различные справки по налогообложению, таможенному делу и другие. Это своеобразный обмен опытом между экспедиторами. Ассоциация заинтересована в том, чтобы все наши члены улучшали свою деятельность, используя опыт экспедиторского сообщества.

Выдаваемый после проведения сертификационной проверки Сертификат соответствия является документом, подтверждающим соответствие оказываемых экспедитором транспортно-экспедиторских услуг Национальным стандартам, регулирующим транспортно-экспедиторскую деятельность. Проведение сертификации транспортно-экспедиторских компаний является одним из факторов повышения статуса и конкурентоспособности этих компаний на внутреннем и международном рынках транспортно-экспедиторских услуг.

После получения сертификата соответствия экспедиторские компании улучшили свои взаимоотношения с государственными и местными органами власти, поскольку такие экспедиторы могли документально подтвердить свой профессиональный статус экспедитора при отсутствии в стране лицензирования транспортно-экспедиторской деятельности. Кроме того, в последнее время многие грузовладельцы, при объявлении тендеров на производство услуг по организации перевозки грузов, требуют от соискателей предоставления сертификатов соответствия на оказываемые услуги.

Следует отметить, что наш сертификат соответствия стал пользоваться спросом и у иностранных грузовладельцев.

У некоторых руководителей экспедиторских компаний возникает естественный вопрос о стоимости проведения сертификационной проверки.

Ассоциация провела сравнительный анализ стоимости проведения сертификационных проверок различных систем сертификации в России. Стоимость такой проверки составляет «Русский Регистр» - около 200 тыс. руб. «Евро-Регистр» - около 300 тыс. руб., «Рос¬Тест» - около 100 тыс. руб., «Центр независимых экспертных оценок» (ЦН) средняя стоимость от 5 до 6 тыс. долларов США. Таким образом, стоимость сертификации в нашей ассоциации не такая высокая.

В 2018 году дирекция ассоциации ввела в практику составления резюме по итогам сертификационной проверки или проведения инспекционного контроля. В этих резюме излагаются основные направления деятельности компании, ее успехи и интересные наработки, резюме согласовываются с администрацией компании, а затем рассылаются всем членам ассоциации и размещение на сайте ассоциации. Такая практика стала помогать членам ассоциации находить партнеров среди сертифицированных компаний, кроме того, о компаниях, имеющих сертификат соответствия на оказываемые ими транспортно-экспедиторские услуги узнают участники рынка транспортных услуг.

3. Работа Центра повышения квалификации

После длительного перерыва, обусловленного, как внешними факторами (смена собственника арендуемого ЦПК помещения), так и внутренними - смена руководства центра.

В соответствии с пожеланиями членов ассоциации изменен режим работы ЦПК. Наряду с двумя стандартными программами ФИАТА (Международное экспедирование и Высший диплом ФИАТА по управлению цепями поставок) центр сконцентрируется на проведении кратких тематических семинаров, состоящих из блоков стандартных программ в зависимости от пожеланий экспедиторских компаний.

4. Взаимодействие с государственными органами и общественными организациями.

Во исполнение решений Президента РФ от 06.06.13 № А8-4751-2 о необходимости продолжения работы по внесению изменений в ФЗ "О транспортно-экспедиторской деятельности", а также соответствующих поручений Правительства представители АРЭ осуществляли активное взаимодействие с Комитетом по транспорту и строительству Госдумы РФ Министерством транспорта РФ, Министерством экономического развития РФ. В ходе двусторонних и многосторонних мероприятий на различных уровнях согласовывались позиции стороною актуальным вопросам экспедиторской деятельности:

Кроме того, представители АРЭ принимали активное участие в работе секции по логистике и товаропроводящей сети Экспертного совета по транспорту при Комитете Госдумы РФ по транспорту и строительству, а также Координационного Совета по законотворческой деятельности Минтранса РФ.

Российская ассоциация экспедиторских и логистических организаций является активным членом Союза транспортников России практически с самого основания этой организации. Членство в СТР позволяет нам принимать решения, касающиеся развития отрасли с учетом позиций всех членов СТР, а это и автомобилисты, и речники, и дорожники, и представители других сегментов транспортной отрасли. Членство в этой организации позволяет в полной мере оценить преимущества комплексного развития всей транспортной системы страны в целом. Кроме того, рабочая площадка СТР позволяет наиболее результативно довести до органов, регулирующих деятельность транспорта, актуальные проблемы, препятствующие его развитию, предложения по возможному их устранению.

Ассоциация участвует в деятельности Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию по плану работы комитета.

В отчетном периоде представители АРЭ принимали активное участие в работе Подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству, а также Координационного Совета по транссибирским перевозкам, участвовали в мероприятиях по линии ЭСКАТО и ЕСТЭЛО.

В рамках начатой Правительством РФ работы по совершенствованию российского законодательства под условным названием "регуляторная гильотина" ассоциация выступила с инициативой проведения комплексного анализа действующего транспортного законодательства, имея, в т.ч., целью его унификации в отношении всех видов транспортной деятельности.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Принимая во внимание изложенные в докладе особенности развития мировой экономики, основные направления экономического развития Российской Федерации, в частности, ее транспортной системы, Российская ассоциация экспедиторских и логистических организаций намерена сконцентрировать свои усилия на работе, результаты которой должны дать позитивный импульс эффективному развитию транспортно-экспедиторской системы России. Для достижения этой цели необходимо совместно с органами государственного контроля, законодателями и иными заинтересованными структурами добиваться осуществления следующих безотлагательных мер:

1. Во взаимодействии с государственными органами в рамках "регуляторной гильотины" определить алгоритм работы по совершенствованию законодательной базы транспортно-экспедиторской и логистической отрасли, включая продвижение проектов законов о внесении изменений в ФЗ № 87, о транзите грузов через территорию России, о прямых смешанных перевозках.

2. Наделить один из органов исполнительной власти (Минтранс РФ) функциями по регулированию экспедиторской и логистической деятельности, поскольку Минтранс России утратил эти функции в результате административной реформы 2000-х годов.

3. Законодательно повысить статус профессионального объединения экспедиторов и логистов и наделить его полномочиями по ряду организационных вопросов деятельности (такими вопросами могут стать: ведение реестра компаний-участников ТЭД; создание Советов по квалификациям (ФЗ-238); внедрение на российский рынок передовых мировых технологий, и т.д.).

4. Актуализировать и принять разработанную в 2012 г. Стратегию развития экспедиторской системы, в т.ч. с учетом проводимой работы по цифровизации экономики страны в целом и транспортной отрасли в частности.

 

Рейтинг@Mail.ru