Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие и исполнительные органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Новости, информация

Обзор железнодорожного рынка РФ в 2016 г.

 

2016 г. закончился на оптимистичной ноте: в декабре погрузка выросла на 0,9%, а грузооборот установил новый долголетний рекорд – 208,2 млрд т-км (+2,9%). «В плюсе» оказались ключевые показатели за весь 2016 г.: погрузка — +0,6%, грузооборот — +1,6%.

Наибольший вклад в увеличение погрузки в 2016 г. к прошлому году внесли насыпные и навалочные грузы: строительные материалы (+7,9%), уголь (+1,7%), лесные грузы (+6,9%), удобрения (+4,0%), цветная руда (+3,1%), кокс (+5,5%), железная руда (+0,5%), зерно (+1,5%) и лом черных металлов (-0,3%).

Падение погрузки к прошлому году показали только черные металлы (-0,5%), цемент (-6,9%) и нефтяные грузы (-6,1%).

В 2016 г. росту грузооборота способствовали как увеличение погрузки на экспорт, так и переориентация экспортных потоков с европейских направлений на рынки АТР, что привело к изменению средней дистанции перевозки на +0,9%.

Уголь: экспорт растет независимо от мировых цен

Уголь в 2016 г. вышел на второе место по абсолютному приросту погрузки, многократно побив исторические рекорды. Всего за год по железной дороге было отправлено 328,6 млн т угля, что на 1,7% выше уровня 2015 г. Тенденция сохранилась и в декабре: погрузка составила 31,0 млн т (+0,3% к декабрю 2015 г.).

Ключевой драйвер роста – экспорт: в 2016 г. внутренние перевозки угля сократились на 4%, тогда как экспортные выросли почти на 9%. При этом рост перевозок угля на экспорт наблюдался как при высоких мировых ценах во второй половине 2016 г., так и при низких – в первой.

Основными странами-импортерами, нарастившими отгрузку угля из России в 2016 г. по отношению к предыдущему году, стали Китай (в 1,5 раза), Южная Корея (+40%), Украина (+30%) и Индия (в 2 раза).

В среднесрочной перспективе перевозки угля будут оставаться на высоком уровне при сохранении благоприятной мировой конъюнктуры. Стоит отметить, что на мировом рынке к качеству угля все больше предъявляются высокие требования, которым соответствует российская продукция.

Нефть и нефтепродукты: маневр сработал, перевозки упали

Перевозки нефти и нефтепродуктов снижались второй год подряд. Всего за 2016 г. по железной дороге было отправлено 235,8 млн т нефтяных грузов, что на 6,1% ниже уровня 2015 г. и на 8,1% ниже уровня 2014 г. В декабре погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 3,2% относительно уровня прошлого года и составила 21,5 млн т.

Основное падение перевозок пришлось на мазут – его погрузка на сети РЖД снизилась на 12 млн т пропорционально падению производства. Такая ситуация вызвана налоговым маневром, в результате которого экспорт темных нефтепродуктов из России стал менее привлекательным, а экспорт сырой нефти трубопроводным транспортом вырос.

К 2020 г. перед нефтяными компаниями стоит задача увеличить глубину переработки до 90%. По мере появления на рынке все большей линейки нефтепродуктов высокого качества железная дорога сможет вернуть часть нефтяных грузов обратно. Цистерны будут использоваться для сохранения исходных характеристик грузов во избежание потери качества в результате смешивания в трубе.

Текущий парк нефтеналивных цистерн был закуплен в основном в 2000-е годы и уже успел избавиться от финансовой нагрузки. Таким образом, операторы могут снизить ставки аренды на нефтеналивные цистерны, что позволит улучшить экономику перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом. Тем не менее, в среднесрочной перспективе существенных улучшений в сегменте железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов не ожидается.

Строительные грузы и цемент: «толстый и тонкий»

Строительные грузы в 2016 г. заняли первое место по абсолютному приросту погрузки: 141,0 млн т строительных грузов (+7,9%), тогда как перевозки цемента упали до исторического минимума за последние 15 лет: 26,7 млн т цемента (-6,9%).

Перевозки строительных грузов на сети РЖД в первом полугодии 2016 г. росли на 20% к уровню прошлого года. Однако напряженная ситуация с подачей подвижного состава осенью привела к их сокращению относительно объемов 2015 г. В декабре погрузка строительных грузов упала до минимального значения за последние 15 лет для данного месяца: до 8,4 млн т (-10,6% к декабрю 2015 г.). Погрузка цемента также была на рекордно низком для декабря уровне: 1,3 млн т (-13,3%).

В 2016 г. рост перевозок строительных грузов к прошлому году произошел за счет увеличения погрузки на внутренних направлениях на 9 млн т. Одним из факторов роста стало введение обязательной сертификации импортных строительных материалов и, как следствие, уменьшение импорта год к году на 2 млн т. Однако основной вклад в увеличение погрузки внесла реализация крупных инфраструктурных проектов: Керченского моста, трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург», железнодорожной линии в обход Украины и др.

В краткосрочной перспективе ожидается увеличение погрузки строительных грузов к прошлому году. Этому будет способствовать рост предложения полувагонов за счет двукратного увеличения их производства в конце 2016 г.

Черные металлы: экспорт наше все

В 2016 г. динамика поставок к прошлому году менялась от месяца к месяцу: от -15% до +10% в зависимости от мировой политической ситуации и ввода ограничительных мер со стороны стран-импортеров. Всего за год по железной дороге было отправлено 71 млн т черных металлов, что на 0,5% ниже уровня 2015 г.

На протяжении всего 2016 г. экспортные перевозки росли (+4%) преимущественно за счет поставок в Италию. Однако турецкий рынок был потерян, и многочисленные пошлины и ограничения стран-импортеров на металлопродукцию препятствовали дальнейшему развитию перевозок. Во многом поэтому экспортное направление не компенсировало падение спроса на внутреннем рынке (на 5%). Однако ситуация начала исправляться в конце 2016 г. В декабре погрузка черных металлов на сети РЖД выросла на 5% относительно уровня прошлого года и составила 6,2 млн т.

В краткосрочной перспективе перевозки черных металлов могут вырасти, если тенденция к восстановлению экспортного грузопотока сохранится.

Железная и марганцевая руда: погрузка определяется динамикой чермета

Поставки руды в 2016 г. зависели от поставок черных металлов на экспорт. Всего за 2016 г. по железной дороге было отправлено 109,5 млн т руды, что на 0,5% выше уровня 2015 г. Российские компании старались направить на экспорт готовую металлопродукцию с большей добавленной стоимостью, но, когда это сделать не удавалось, на экспорт отправлялись излишки руды. В те же месяцы, когда рос экспортный грузопоток черных металлов, увеличивалась погрузка руды на внутренних направлениях. В декабре погрузка на сети РЖД сократилась на 2,2% относительно уровня прошлого года и составила 9,0 млн т.

За 2016 г. внутренние перевозки сократились на 2%, тогда как экспорт вырос на 10%. Странами-импортерами, нарастившими поставки российской руды, стали Италия, Финляндия и Польша.

В настоящее время нет предпосылок к существенному увеличению погрузки железной руды. Возможен небольшой рост на внутренних направлениях для обеспечения экспорта черных металлов.

Зерно и продукты перемола: рекордный урожай не оказал значительного влияния на перевозки

Несмотря на самый большой урожай в истории России – 119 млн т в 2016 г. – перевозки с начала текущего сельскохозяйственного года (3 и 4 кв. 2016 г.) оставались на уровне прошлого года. За 2016 г. по железной дороге было отправлено 19 млн т зерна, что всего на 1,5% выше уровня 2015 г. В декабре погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД также осталась на уровне прошлого года и составила 2,1 млн т.

При этом внутренние перевозки за 2016 г. к прошлому году выросли на 5%, а экспортные сократились на 1%. Производители откладывали продажи в ожидании улучшения цен на мировом рынке и погодных условий для организации морских перевозок, а также в надежде усиления позиций на рынках АТР (рост поставок зерна в Китай).

В краткосрочной перспективе ожидается увеличение экспорта как из-за переноса декабрьской перевалки, так и с учетом необходимости реализации излишков зерна.

Химические и минеральные удобрения: рост по всем направлениям

Перевозки удобрений, как и производство, находятся на рекордно высоком уровне за последние 15 лет. За 2016 г. по железной дороге было отправлено 53,5 млн т удобрений, что на 4,5% выше уровня 2015 г. В декабре погрузка удобрений на сети РЖД выросла к прошлогоднему уровню на 6,4% до 5,0 млн т, установив новый рекорд для данного месяца.

Внутренние перевозки за 2016 г. увеличились на 9%, а экспортные – на 3%. Экспорт рос в Бразилию, на Украину и в США.

В среднесрочной перспективе перевозки минеральных удобрений могут сохраниться на текущем высоком уровне за счет стабильного спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках, и даже вырасти по мере ввода новых мощностей.

Восстановление рынка подвижного состава в 2016 г.

Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».

В 2016 г. рынок подвижного состава восстановился как за счет роста грузооборота (+1,6% к 2015 г.), так и за счет высокого уровня списания вагонов: около 112 тыс. ед. (5,0 тыс. ед. в декабре 2016 г.).

При этом, значительная часть списанных вагонов не эксплуатировалась на сети (простаивала или находилась в неисправном парке) или работала неэффективно. В результате поначалу выбытие вагонов компенсировалось ростом эффективности эксплуатации парка: за счет вагонов нового поколения и оптимизации логистики типового подвижного состава. Но с начала осени наблюдалась локальная нехватка полувагонов из-за выстраивания новой экспортной логистики на Дальнем Востоке.

По мере роста производства полувагонов и вывода неисправного парка (он составил около 26 тыс. ед. на конец 2016 г. против 40 тыс. ед. на начало 2016 г.) ситуация улучшалась. Таким образом, на конец 2016 г. парк полувагонов вплотную приблизился к балансному состоянию, а профицит снизился до исторически минимального уровня (около 1-2% парка). Рост эффективности работы сети повысил конкурентоспособность железнодорожного транспорта и будет дополнительно способствовать росту погрузки и грузооборота на сети РЖД.

В начале 2016 г. рыночная ставка аренды зачастую не позволяла своевременно проводить техническое обслуживание вагонов, а также выплаты по кредитам, что привело к росту неисправного парка, а также к неплатежам по договорам финансового лизинга и дефолту контрактов перед банками. Уход избыточного парка с сети РЖД дал старт восстановлению ставок аренды на вагоны уже в 3 квартале 2016 г. На конец года ставки выросли до 900 руб./сутки, что активизировало закупку подвижного состава нового поколения. Выпуск вагонов заводами СНГ вырос в декабре 2016 г. на 40% к прошлому году и составил 5,3 тыс. вагонов. Всего за 2016 г. в СНГ было произведено около 40 тыс. вагонов (+30% к уровню 2015 г.).

В 2017 г. ожидается наступление баланса спроса и предложения на рынке вагоностроения, при этом достигнутое равновесие будет иметь долгосрочный характер.

Пиковое списание полувагонов закончилось в 2016 г. Списание в 2017-2019 гг. будет составлять в среднем 30-40 тыс. вагонов в год. Вагоностроители смогут покрывать этот уровень выбытия и дополнительно производить вагоны для обеспечения запланированного РЖД роста грузооборота (1,0-1,5% в год).

Рынок перешел от количественного роста к качественным улучшениям продукции. Количество производителей подвижного состава сократилось почти вдвое в сравнении с рекордным 2012 г. В первую очередь, с рынка ушли те компании, для которых производство вагонов было не основным видом деятельности, а также те предприятия, на которых не было освоено инновационное производство.

В 2017 г. на рынок выйдут новые виды инновационного подвижного состава, которые ожидаемо могут занять до 100% в структуре производства в своих сегментах рынка: специализированные платформы, крытые вагоны, ряд моделей химических цистерн. Аналогичная ситуация уже происходила в сегменте полувагонов: доля производства моделей нового поколения выросла в 2016 г. до 100% по мере разгона инновационных мощностей.

«РЖД-Партнер», портал «loglink.ru», 2.02.2017

 

 

Рейтинг@Mail.ru