Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Новости, информация

ФАС расставила приоритеты в доступе к портам, но как-то мимо российских компаний

 

Участники рынка опасаются, что приоритетный пропуск грузов стран ЕАЭС усложнит доступ компаний РФ к портам 24 октября правительство опубликовало разработанные ФАС правила недискриминационного доступа в портах (ПНД), пишет «Коммерсантъ».

За год ведомство их существенно переработало с учетом высказанных в 2016-м Минтрансом и стивидорами замечаний. Однако учла не все. История вопроса Доработка ФАС пока никого не удовлетворила.

Новые ПНД утверждают права и обязанности стивидоров и грузоотправителей, касающиеся предоставления услуг по погрузке, выгрузке, хранению, перевалке товаров и предоставлению буксиров. При наличии свободных мощностей все компании для портовиков должны быть равны. Информацию о «доступных мощностях» стивидоры должны публиковать ежемесячно. Они отсчитываются от нормативной пропускной мощности порта по проекту, но при снижении пропускной способности подходов к порту, погодных условий и т. д. могут быть уменьшены.

При равных правах доступа в порты ФАС сформировала перечень тех, кто может претендовать на выделение «квоты» в первую очередь. К таким грузоотправителям относятся, в первую очередь, инвесторы портовой инфраструктуры, затем – страны-члены ЕАЭС по межправсоглашениям; крупные грузоотправители, доля перевалки которых в порту выше 30%; клиенты с договорами take-or-pay, а также клиенты, переваливающие грузы в порту не менее трех лет или имеющие действующие договоры с портом. Портовики в целом благосклонно приняли новые ПНД. Глава инвесткомитета Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов отметил, что они «положительно оценены профессиональным сообществом». Согласен с коллегой и член комитета по транспорту «Опоры России» Владимир Фефелов. По его словам, правильно, что стивидоры теперь обязаны «открыто обозначать не только свой потенциал, но и его распределение». Единственное «но»: в перечне приоритетных группы отсутствует малый и средний бизнес. Это необходимо исправить, отметил господин Фифелов.

А вот грузоотправители неоднозначно приняли «разработку» ФАС. В частности, «Русал» задался логичным вопросом: на каком основании в приоритетные группы попали грузоотправители с долей перевалки более 30%. Это прямое нарушение недискриминационного подхода. В отношении таких клиентов должно действовать правило первоочередности заявки. Единственной привилегией может стать скидка в размере 20% за объем, пояснили «Ъ» в «Русале».

Михаил Бурмистров, глава «Infoline-Аналитики», считает, что в целом новые ПНД учитывают права всех стейкхолдеров, но расчеты могут столкнуться с конвенционными запретами ОАО «РЖД» и простоями на выгрузке.

Еще один спорный момент – это пункт, дающий приоритет по межправсоглашениям, подчеркнул источник «Ъ». По информации издания, принятие новых ПНД затянулось из-за интереса переговоров с Казахстаном, который планирует экспортировать не менее 14 млн тонн угля через Дальний Восток. Как при этом соблюсти интересы российских грузоотправителей, не понятно, недоумевает источник «Ъ».

Напомним, что в октябре прошлого года ФАС уже отправляла в Минтранс проект ПНД. В министерстве и Ассоциации морских торговых портов (АСОП) к проекту документа отнеслись отрицательно. Минтранс требовал исключить согласование заявок на перевозку по железной дороге, убрать определение «доступ к объектам инфраструктуры» из-за некорректности формулировки, не вводить обязанность стивидоров раскрывать информацию в интернете. А АСОП, в свою очередь, заявил, что проект содержит ряд положений, которые противоречат законодательству и необоснованно расширяют обязательства субъектов естественных монополий в морском транспорте.

Портал «Логирус», 26 октября 2017 г.

 

Рейтинг@Mail.ru