Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие и исполнительные органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Новости, информация

Аналитика. Белоруссия

 

Кто несёт ответственность за компетенцию экспедиторов?

На транспортном рынке работают две основные силы – грузовладельцы и перевозчики. Для того, чтобы взаимодействие этих игроков происходило более гладко, между ними появляются посредники – экспедиторы. Казалось бы, участие экспедиторов должно облегчить работу как одной стороны (транспортных компаний), так и другой (грузовладельцев). В таком случае  другие стороны транспортного бизнеса могут сосредоточиться на своей непосредственной деятельности. Однако, перевозчики нередко жалуются на качество работы экспедиторов, некоторые даже считают их «паразитирующими элементами». Подобное предвзятое отношение возникает по нескольким очевидным причинам: сам по себе экспедитор не создаёт «добавочную стоимость» и не предоставляет услуг (за исключением посреднических).  И часто, когда возникают непредвиденные обстоятельства, пытается уйти от ответственности. Наконец, перевозчики обвиняют некоторых экспедиторов в недостаточной компетенции.

Начнём с открытия предприятия. Как известно, для того, чтобы заняться деятельностью перевозчика, необходимо получить лицензию, сдать экзамены на получение различных сертификатов и вложить средства в автопарк. Между тем как инвестиции экспедитора могут ограничиться, образно говоря, покупкой мобильного телефона. Государственные учреждения считают, что этот рыночный сегмент в дополнительном регулировании не нуждается. Как сообщил представитель Министерства транспорта и коммуникаций БР, после анализа сегмента экспедиторских компаний министерство пришло к выводу, что правовое регулирование этой деятельности является достаточным, поэтому дополнительное государственное вмешательство будет излишним. Регулирование экспедиторской деятельности ограничивается Гражданским кодексом (ГК) и законами рынка.  В ГК говорится, что «за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора экспедитор отвечает в соответствии с условиями договора». Кроме того, сказано, что «если экспедитор сумеет доказать, что он нарушил свои договорные обязательства потому, что договор не выполнил или выполнил ненадлежащим образом перевозчик, то его ответственность перед заказчиком будет определяться в соответствии с теми же правилами, по которым определяется ответственность перевозчика перед экспедитором».

Следовательно, перевозчики должны внимательно относиться к заключению договоров с экспедиторами.

Поскольку начать экспедиторскую деятельность относительно легко, для выхода на рынок остаётся один барьер – острая конкуренция. В отличие от перевозчиков, чьи профессиональные навыки и необходимые знания перед началом деятельности проверяют государственные учреждения, навыки экспедиторов проверяет рынок. Точнее, партнёры, которым посчастливится или не посчастливится сотрудничать с компетентным экспедитором.

Если говорить о компетентности экспедиторов, то  теоретические знания нужно получать в специализированных  учебных заведениях по подготовке будущих логистов-экспедиторов. Необходимо обучение  будущих специалистов навыкам создания и организации деятельности компаний, технологиям выполнения перевозок, методике расчёта себестоимости и других расходов на перевозку, способам организации международных перевозок, навыкам организации работы водителей-международников, а также изучение требований национальных и международных законодательных актов, правил пересечения государственной границы и выполнения таможенных процедур, приобретения навыков оформления международных транспортных документов, бухгалтерского и финансового учёта.

Беседуя с представителями крупных экспедиторских компаний, мы пришли к выводу, что к вопросу о компетенции персонала эти компании подходят профессионально и ответственно. Примеры этих компаний указывают на основную проблему посредничества на транспортном рынке – из-за отсутствия сертификации и «низких порогов» выхода на рынок, возникает множество мелких  экспедиторских компаний. Такие экспедиторы не только не в состоянии обеспечить финансовую ответственность перед партнёрами, но и не в силах воспитать или нанять компетентных сотрудников. Если не решить, то, по крайней мере, смягчить эту проблему можно было бы с помощью сертификации экспедиторской деятельности как на уровне компаний, так и на уровне специалистов. Таким образом можно было бы повысить профессиональный уровень и надёжность транспортного сектора в целом. К сожалению, на сегодняшний день ни государственные учреждения, ни ассоциации решением этого вопроса не занимаются, хотя транспортному сообществу эта проблема известна давно.

Портал «Транспортал», 10.10.2016

 

Рейтинг@Mail.ru