Рейтинг@Mail.ru
НА ГЛАВНУЮ КОНТАКТЫ В ИЗБРАННОЕ
Об ассоциации
Цели и задачи ассоциации
Руководящие и исполнительные органы
Порядок вступления
Представители в регионах
ФИАТА
О ФИАТА
Руководящие органы
Экспедиторские документы ФИАТА
Члены ассоциации
Реестр экспедиторских и логистических компаний
Российские нормативно-правовые документы
Устав АРЭ
Новости, информация
Сертификация услуг
 
Сертификация услуг
Знак соответствия
Консультации
Обучение
Полезные ссылки
Контакты
Объявления
Международные конвенции и соглашения

ОГОВОРКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛОНДОНСКИХ СТРАХОВЩИКОВ

 

В практике внешней торговли многих стран мира активно применяются разработанные объединением лондонских страховщиков стандартные условия транспортного страхования грузов, которые известны под названием "Оговорки Объединения лондонских страховщиков".

Необходимость принятия стандартных условий страхования была обусловлена расширением условий поставок товаров во внешней торговле и внедрением в практику условий, обязывающих продавца при поставке товаров обеспечивать их страхование.

В настоящее время применяются два таких условия поставок: CIF (стоимость, страхование и фрахт) и CIP (перевозка и страхование оплачены до...).

Появление сделок на куплю-продажу товаров, предусматривающих их обязательное страхование продавцом, относится ко второй половине прошлого столения. В частности, в судебных решениях Англии и Франции 60-х годов ХIХ века уже имелись ссылки на поставки товаров на условиях CIF.

В свою очередь, применение в международной практике разнообразных условий посставок во внешней торговле требовало установления комплекса единых, унифицированных правил для толкования наиболее распространенных коммерческих условий поставок с тем, чтобы избежать или, по крайней мере, сократить различие в их толковании.

Первые попытки установления таких правил были сделаны Ассоциацией международного права. Разработанные этой ассоциацией правила была приняты в 1928 году в Варшаве. В 1932 году в Оксфорде эти правила были переработаты и в окончательной редакции получили название "Варшавско-Оксфордские правила".

В дальнейшем, в 1936 году Международная торговая палата (ICC) с целью разрешения проблем, вызываемых разнообразной коммерческой практикой в отдельных странах, приводящей к недоразумениям, спорам, судебным разбирательствам с большой потерей времени и средств, проделала работу по унификации, кодификации торговых обычаев и понятий, коммерческих терминов и распространенных условий внешнеторговых контрактов и в результате этой работы приняла международные правила толкования условий поставки во внешней торговле, известные под названием "Инкотермз-36". В последующем - в 1953, 1967, 1976, 1980 годах и, наконец, в 1990 году в эти правила вносились изменения и дополнения с тем, чтобы привести их в соответствие со складывающейся международной торговой практикой.

Основной побудительный мотив пересмотра Инкотермз в 1990 году заключался в необходимости приспособить их к расширяющемуся использованию обмена электронной информацией (EDI). Ныне действующий вариант "Инкотермз-90" предусматривает возможность при передаче сторонами различных документов, например: счетов-фактур, документов для таможенной очистки, документов, подтверждающих поставку товаров, а также транспортных документов.

Другая причина, обусловившая пересмотр Инкотермз, связана с технологией транспортировки, особенно с формированием контейнерных отправок, мультимодальными перевозками и доставкой грузовых автомобилей и железнодорожных вагонов на судах типа "Ро-Ро". В "Инкотермз-90" включено условие поставки "Франко перевозчик ...согласованный пункт" (FCA), которое применимо для любых видов перевозок независимо от способов транспортировки или их различных сочетаний. Вследствие этого условия поставок, которые фигурировали в предшествующем варианте Инкотермз и касались отдельных способов перевозки (FOR/FOT и FOB аэропорт), были исключены.

В ходе пересмотра Инкотермз в рамках рабочей группы ICC были выдвинуты предложения иным образом изложить условия поставки в целях облегчения их прочтения и понимания. Условия были сгруппированы в четыре различные базисные категории поставок. В первой группе приводится единственное условие поставки, в соответствии с которым продавец поставляет товар покупателю на собственном предприятии (условие "Е" - Ex Works - франко завод); далее следует вторая группа условий, по которым продавец обязан доставить товар до перевозчика, номинированного покупателем (условия "F" - FCA, FAS и FOB); третья группа условий поставки - "С", по которым продавец должен обеспечить перевозку, не принимая на себя риска утраты или повреждения товара или дополнительных расходов, связанных с событиями, произошедшими после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP); наконец, четвертая группа объединяет условия поставки "D", по которым продавец несет все расходы и риски, связанные с доставкой товаров в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP). Схема этой новой классификации приводится ниже.

Группа Е
(отправка)
EXW
Франко завод

Группа F
(основная перевозка не оплачена)

FCA
FAS
FOB

Франко перевозчик
Свободно вдоль борта судна
Свободно на борту

Группа С
(основная перевозка оплачена)

CFR
CIF
CPT
CIP

Стоимость и фрахт
Стоимость, страхование и фрахт
Перевозка оплачена до
Перевозка и страхование оплачены до

Группа D
(прибытие)

DAF
DES
DEQ
DDU
DDP

Поставка франко граница
Поставка франко судно
Поставка франко причал
Поставка без оплаты пошлины
Поставка с оплатой пошлины

Кроме того, в рамках каждого базиса поставки соответствующие обязательства сторон сгруппированы в 10 разделов, причем каждому разделу, относящемуся к продавцу, "зеркально" соответствует позиция покупателя по этому же вопросу. Так, например, против раздела А.3., по которому продавец должен обеспечить и оплатить перевозку, в разделе Б.3., в котором под заголовком "договор перевозки" определяется позиция покупателя, указано "нет обязательства". Само собой разумеется, это не означает, что покупатель не вправе в собственных интересах заключать любые договоры в целях доставки товаров в требуемый пункт назначения, но такого обязательства перед продавцом у него нет.

При этом:

- поставка на условиях группы "Е" предусматримвает минимальные обязательства продавца;

- поставка на условиях группы "F" предусматривает, чтобы продавец доставил товар к перевозочному средству, назначенному покупателем;

- поставка на условиях группы "С" означает, что в обязанности продавца входит заключение договора перевозки и ее обеспечение за свой собственный счет;

- поставка на условиях группы "D" означает, что продавец несет ответственность, расходы и риски за поступление товара до места назначения.

Исходя из вышеперечисленных четырех групп условий поставки, представляется целесообразным изложить в настоящей информации соответствующие им способы перевозок, которые представлены следующим образом:

Способы перевозок и соответствующие им условия поставки "Инкотермз-90"

Любой способ перевозки, включая мультимодальный

EXW

FCA

CPT

CIP

DAF

DDU

DDP

Франко завод (...согласованное место)

Франко перевозчик (...согласованное место)

Перевозка оплачена до (...согласованное место назначения)

Перевозка и страхование оплачены до (...согласованное место назначения)

Поставка франко граница (...согласованное место)

Поставка без оплаты пошлины (...согласованное местоназначения)

Поставка с оплатой пошлины (...согласованное местоназначения)

воздушный транспорт

FCA

Франко перевозчик (...согласованное место)

железнодорожный транспорт

FCA

Франко перевозчик (...согласованное место)

морской и речной транспорт

FAS

FOB

CFR

CIF

DES

DEQ

Свободно вдоль борта судна (...согласованный порт отгрузки)

Свободно на борту (...согласованный порт отгрузки)

Стоимость и фрахт (...согласованный порт назначения)

Стоимость, страхование и фрахт (...согласованный порт назначения)

Поставка франко судно (...согласованный порт

Поставка франко причал (...согласованный порт назначения)

Подробную информацию о международных правилах толкования условий поставки во внешней торговле Вы можете получить в публикации, осуществленной Российской ассоциацией международных экспедиторов, "Инкотермз-90".

Как было отмечено выше, только условия поставки "CIF" и "CIP" возлагают на продавца обязанности по страхованию груза. В соответствии с этими обязанностями продавец должен заключить за свой счет договор страхования груза на условиях, предусмотренных в контракте, с тем чтобы покупатель или любое другое лицо, заинтересованное в страховании товара, имело право предъявить претензию непосредственно страховщику и обеспечить покупателя страховым полисом или другим документом, подтверждающим покрытие страховых рисков.

Договор страхования должен быть заключен со страховщиками или страховой компанией, пользующимися хорошей репутацией, и, при отсутствии иного особого соглашения, покрывать минимальный объем ответственности, предусмотренный правилами страхования грузов Объединения лондонских страховщиков или любыми другими подобными правилами.   

Минимальный размер страховой суммы должен покрывать контрактную стоимость товара плюс 10% (т.е. 110%) и должен быть выражен в валюте контракта.                                          

Правила страхования грузов Объединения лондонских страховщиков (Institute Cargo Insurance Clauses) представляют собой оговорки (условия) по транспортному страхованию грузов, разработанные этим Объединением. Оговорки используются страховыми компаниями и страхователями грузов во всем мире в качестве общепризнанного источника условий транспортного страхования грузов.

Основными условиями страхования являются:

- Группа "А" - страхование с ответственностью за все риски (all risks)

- Группа "Б" - страхование с ответственностью за частную аварию (w.a. - with average)

- Группа "В" - страхование без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения (f.p.a.- free particular average)

- Группа "Г" - страхование от военных рисков

- Группа "Д" - страхование от риска забастовок.

Ниже дано изложение двух основных Оговорок Объединения лондонских страховщиков.

Из упомянутых выше пяти групп оговорок по транспортному страхованию грузов в нашей информации изложены только группы "А" и "Б", которые представляют собой две из трех основных Оговорок Объединения лондонских страховщиков (Institute Cargo Insurance Clauses):

Оговорка "А" - страхование с ответственностью за все риски;

Оговорка "Б" - страхование с ответственностью за частную аварию;

Оговорка "В" - страхование без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

Согласно Оговорке "В" страхованием покрывается риск утраты груза и его повреждение, произошедшие в результате событий, конкретно перечисленных в Оговорке. Однако Оговорка "В" предоставляет минимальное покрытие, которое в большинстве случаев недостаточно для удовлетворения потребностей страхователя. В Оговорке "Б" покрытие, предоставляемое страховой компанией, расширяется.

Согласно Оговорке "Б" страхованием покрываются все риски, перечисленные в Оговорке "В", плюс к этому - повреждение застрахованного груза или его гибель, произошедшие вследствие землетрясения, вулканического извержения, удара молнией, смытия за борт, проникновения морской, озерной и речной воды, а также риск полной потери отдельных частей груза.

Оговорка "А" по сравнению с "Б" и "В" предоставляет практически универсальное покрытие всех видов рисков, включая пиратство. Однако ущерб, покрываемый страхованием, должен носить случайный характер, поэтому все события покрываться этим видом страхования не могут. В связи с этим каждая из Оговорок имеет раздел "Исключения" (пп. 4, 5, 6, 7), содержащий перечень событий, не покрываемых страхованием. Во всех трех Оговорках список исключаемых событий идентичен. Единственное отличие в составе исключаемых рисков содержится в Оговорке "А", согласно которой, как уже указывалось выше, покрывается риск утраты и повреждения застрахованного груза, произошедшие вследствие пиратского нападения. Кроме того, страхованием согласно Оговоркам "Б" и "В", не покрывается преднамеренное повреждение или преднамеренное уничтожение груза в результате неправомерных действий третьих лиц.

Кроме вышеуказанных Оговорок существуют также специальные Оговорки по различным видам перевозимых грузов (например, пищевые продукты, лесоматериалы, хлопок, нефтепродукты и т.д.). Основу этих Оговорок составляют стандартные Оговорки "А", "Б" и "В", с соответствующими уточнениями, характеризующими особенности перевозки того или иного вида груза.

По требованию покупателя и за его счет продавец должен обеспечивать, если это представляется возможным, страхование от военных рисков, рисков забастовки, гражданских волнений и беспорядков.

В России пока нет единых правил страхования, и, в случае заключения экспедиторами договоров страхования внешнеторговых грузов, может возникнуть необходимость применения "Оговорок Объединения лондонских страховщиков", основные моменты которых нами приведены в настоящей информации.

Рейтинг@Mail.ru